Бывший глава пакистанской разведки Хамид Гуль предупреждает, что убийство Усамы бин Ладена было не триумфом, а стратегическим промахом для США - и последствия этого будут губительными, заявил он Рону Моро.
Мало кто знает и понимает джихадистов лучше, чем генерал-лейтенант пакистанской армии в отставке Хамид Гуль (Hamid Gul). С 1987 по 1989 годы, на пике борьбы афганских и арабских моджахедов против советских оккупантов Афганистана, Гуль возглавлял главное шпионское агентство Пакистана, Межведомственное управление разведки (Inter-Services Intelligence directorate - ISI). Тогда он работал в тесном контакте со своим коллегами из ЦРУ, перенаправляя оружие, предоставляя деньги и консультации сражающимся. Однако в последующие годы Гуль стал ярым сторонником талибов, а до 11 сентября 2011 года даже Усамы бин Ладена, с которым он встречался еще в 1993 году в Судане.
В результате Гуль, которому сейчас 74 года, был обвинен в том, что являлся «политическим идеологом террора» (пакистанским президентом Асефом Али Зардари на страницах Newsweek), а также в том, что был пособником в войне движения Талибан против сил Соединенных Штатов в Афганистане и кабульского правительства..
В интервью The Daily Beast сразу после убийства Усамы бин Ладена, Гуль заявил, что США стоило бы быть умнее и позволить главе Аль-Каиды просто спокойно уйти в историю. «США сделали большую ошибку, убив его», - говорит Гуль. «За последние пять-семь лет он уже практически ушел в историю. Им следовало дать ему просто умереть естественным образом. Он был больным человеком». Теперь, как мученик, он будет еще более опасным. «Он станет еще большей угрозой для США, потому что легенда о нем продолжит жить».
Гуль решительно отрицает, что Межведомственное управление разведки Пакистана укрывало бин Ладена или активно поддерживает Аль-Каиду. «Связь между ISI и Аль-Каидой крайне надуманна», - говорит он. «Это нонсенс и пустая болтовня». Он уверен, что вина за неудачи разведки должна быть возложена как на ISI, так и на ЦРУ, а не только на пакистанскую сторону. «Ответственность за эту неудачу (имеются в виду долгие поиски бен Ладена в то время как он скрывался в таком достаточно заметном месте, прим. пер.) должна быть возложена также и на американские разведывательные агентства, потому что у них имеются превосходящие наши возможности разведывательные ресурсы», - говорит он. «Поэтому высказывания против пакистанской разведки крайне несправедливы».
Гуль уверен, что пакистанцы вскоре начнут требовать, чтобы Пакистан серьезно пересмотрел свою политику сотрудничества с Соединенными Штатами, и возможно, потребуют, чтобы их правительство и армия прекратили участие в войне с терроризмом. «Теперь время отозвать их, или по крайней мере серьезно пересмотреть наше сотрудничество с Америкой».
Еще выдержки из интервью:
- По поводу последствий убийства бин Ладена: «Мы увидим больше гнева и больше активности, потому что, я думаю, он был помехой, тормозом для Аль-Каиды. Им приходилось прятать его и финансировать его. Теперь, когда его нет, я думаю, их руки не будут столь связаны. Они будут более активны, и будут иметь больше мотивации. Так что, я полагаю, можно ожидать большей реакции от джихадистов».
- По поводу возникновения новой легенды о бин Ладене: «Факт в том, что Усама уже фактически исчез из памяти людской, особенно на фоне народного арабского восстания. Теперь смерть Усамы и тот миф, который вокруг него создается, о том, как он сопротивлялся, как якобы лично вышел на крышу и сбил один из вертолетов, все это будет воодушевлять людей, наполнять их энергией. Это антитеза Саддаму Хусейну, который был вытащен из крысиной норы и унижен. Арабская психика серьезно пострадала от этого. Теперь те глубокие рубцы, судя по всему затянутся, из-за действий этого человека (Усамы бин Ладена). Именно из этой основы создается фольклор. Если они следили за ним последний год, им следовало бы оставить его жить и использовать другие методы для его уничтожения».
- По поводу празднований в США после смерти бин Ладена: «Америка сделала огромную ошибку, радуясь по поводу его смерти. Я был в ужасе, увидев заявление Хиллари Клинтон, предзнаменовывавшее более жесткую линию действий по отношению к Талибану. Раньше она говорила, что мы будем разговаривать с талибами, а теперь она вновь вернулась на круги своя, заявляя, что они должны сложить оружие. Вместо того, чтобы приспустить паруса, Обама пытается действовать жестче и быстрее. Кажется, они оживились и хотят продолжать убивать (и действовать против талибов)».
- По поводу обвинений, что пакистанская разведка его укрывала: «Всю вину за это возлагают на ISI. Позвольте мне сказать вам одну вещь. ЦРУ и ФБР и все остальные западные разведслужбы говорят, что пакистанская разведка преднамеренно его укрывала. Этот нонсенс и болтовня. ISI никогда не имела никаких связей с Аль-Каидой. С Талибаном, да, было. Но даже в мои дни (когда я возглавлял пакистанскую разведку), мы никогда не имели никаких контактов с ним. ISI не был в контакте ни с арабами вообще, ни с арабскими джихадистами в частности».
- По поводу любви ЦРУ к бин Ладену в 1980-е годы: «ЦРУ возносила хвалу Усаме бин Ладену. Я слышал от них, что это просто принц, который спустился с небес и помогает моджахедам. Они привыкли романтизировать его. Этот человек делал великолепную работу. Он был на передовой и дважды был ранен. Он рыл тоннели в горах и складывал там оружие. Он строил дороги для моджахедов, чтобы они могли возить оружие по всей местности. Каждая из группировок моджахедов поддерживала его и получала от него деньги».
- По поводу неудачи разведки ISI: «ISI совершила ошибку в плане разведки. Мы должны были знать, что эти люди (Аль-Каида) позаимствовали модель поведения у Халида Шейха Мохаммеда (один из организаторов терактов 11 сентября 2001 года, прим. перев.), Абу Фараджа аль-Либи (номер три в руководстве Аль-Каиды, недавно арестованный в Пакистане, прим. перев.) и других; все они были пойманы в городах. Пакистанская разведка, ЦРУ и ФРБ должны были знать, что искать их надо не в районах проживания племен, а именно в городах».
- По поводу отката назад в американо-пакистанском сотрудничестве: «Народ Пакистана чует неладное. Теперь мы слышим, как (генерал Дэвид) Петреус собирается начать войну на третьем театре военных действий - внутри Пакистана. И сейчас народ Пакистана очень встревожен. Люди злятся на вооруженные силы Пакистана за то, что они позволили этим захватчикам прийти безо всякого преследования. Они набрасываются и на ISI. Но в конце концов гнев обернется против сотрудничества с Америкой. Люди начнут требовать, чтобы эта политика (сотрудничества) была пересмотрена, особенно в свете уничтожения этого символа терроризма. Теперь пришло время отменить ее (войну против терроризма) или, по крайней мере, серьезно пересмотреть наше сотрудничество с Америкой.
Рон Моро (Ron Moreau) - корреспондент Newsweek в Афганистане и Пакистане, он освещает события в этом регионе для журнала последние десять лет. С тех пор, как он впервые начал работать для Newsweek во время войны во Вьетнаме, он постоянно делал репортажи из Азии, с Ближнего Востока и из Латинской Америки.