Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Два примера европейской дисгармонии

© коллаж ИноСМИвызовый режим в ес
вызовый режим в ес
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наше внимание привлекли два события в Европе, случившиеся в среду. Европейская комиссия выработала проект новых правил для объединяющей 25 стран, передвижение между которыми возможно без пограничного контроля, Шенгенской зоны. Проект предлагает «в исключительных обстоятельствах», наличие которых Европейская комиссия будет определять в индивидуальном порядке, вновь устанавливать временные границы между шенгенскими странами. В ту же среду Швеция и Польша подписали в Варшаве соглашения по вопросам взаимной стратегической важности.

Пока мир продолжает фокусироваться на происходящем на Ближнем Востоке, наше внимание привлекли два события в Европе, случившиеся в среду. Европейская комиссия выработала проект новых правил для объединяющей 25 стран, передвижение между которыми возможно без пограничного контроля, Шенгенской зоны. Проект предлагает «в исключительных обстоятельствах», наличие которых Европейская комиссия будет определять в индивидуальном порядке, вновь устанавливать временные границы между шенгенскими странами. В ту же среду Швеция и Польша подписали в Варшаве соглашения по вопросам взаимной стратегической важности.

В двух этих событиях заметна одна общая тенденция: они оба связаны с распадом европейского единства в целом ряде аспектов. В случае Шенгенской зоны введение границ, пусть даже ограниченное, - это шаг назад, частично отменяющий одно из наиболее символически значимых достижений Европы за последние 20 лет. Шведско-польское стратегическое соглашение, в свою очередь, фиксирует на бумаге создание регионального альянса – то есть один из многих случаев распада согласованной европейской внешней политики и политики в области безопасности.

STRATFOR уже затрагивал вопрос о символическом значении Шенгенского соглашения, обеспечивающего свободу передвижения рабочей силы в пределах континента. Единственная страна Еврозоны, не входящая в Шенгенскую зону – это Ирландия. Шенгенская зона способствует проведению в жизнь правил Евросоюза в области свободного передвижения рабочей силы, что является одним из главных условий действенного валютного союза. Ограничение возможностей для свободного перемещения рабочей силы по Европе путем нового введения границ символически напоминает о том, что, несмотря на гарантии, предоставляемые соглашением, Европа по-прежнему не имеет единого трудового рынка.

Это вопрос не только экономики и рынка труда. Речь идет о доверии. Доверяют ли французы итальянцам и румынам, считают ли их способными надежно охранять их собственные границы? Недавно Париж и Рим поссорились, когда итальянское правительство заявило, что оно будет выдавать временный вид на жительство в Италии, фактически позволяющий жить в любой стране Европейского Союза, беженцам, спасающимся от хаоса, который воцарился в Северной Африке. Эти разрешения, дающие своим обладателям возможность пересекать границу с Францией, были формой протеста против отказа других стран Евросоюза в должной мере помочь Италии справиться с наплывом мигрантов. Париж в ответ ввел пограничный контроль. В итоге Франция и Италия совместно предложили комиссии изменить правила Шенгена.

Помимо символического эффекта отказа европейцев от одного из наиболее ценимых ими проявлений единства, случившееся указывает на одну из самых болезненных в настоящий момент проблем Европы – на отсутствие общеевропейского механизма принятия решений. Когда приграничные американские штаты жалуются на неудержимый приток нелегальных иммигрантов из Мексики и волну связанной с наркотиками преступности, они жалуются именно федеральному правительству США, которое несет ответственность за границы. Ни один из граничащих с Техасом или Аризоной штатов не может наложить физические или юридические ограничения на перемещение людей из пограничных штатов вглубь Америки. Для Европы эта проблема не ограничивается притоком эмигрантов. Она напрямую связана с вопросом о том, как лечить перегруженные долгами периферийные экономики и как регулировать банковские системы в разных странах Европы.

Отсутствие надежного и централизованного общеевропейского органа по выработке политического курса также заметно в областях внешней политики и политики безопасности. Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) не справилась с ливийским кризисом. Она также не дает ответа на новое укрепление России в ее сфере влияния, что для большинства стран Евросоюза намного важнее конфликта в Ливии.

Шведско-польское стратегическое партнерство, в конечном счете, относится к российской проблеме. Страны объединяют силы, чтобы противостоять усилению России. Швеция и Польша уже больше года тесно сотрудничают по этому вопросу - именно потому, что у Евросоюза нет согласованной российской политики. Новые страны-члены Европейского Союза из Центральной и Восточной Европы боятся России. Шведы не хотят видеть Москву в Балтийском регионе, который Стокгольм считает собственной сферой влияния. Однако Германия и Франция ничего не имеют против того, чтобы вести с Россией дела, в том числе продавать ей современное вооружение, с помощью которого она может угрожать вышеупомянутым центральноевропейским странам. Таким образом, подписанное сегодня соглашение не сообщает нам ничего нового. С точки зрения STRATFOR, оно лишь фиксирует на бумаге тенденцию, которую мы отслеживаем уже не первый год.