Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Куда движется ООН?

Единства мнений о реформе Совета Безопасности ООН пока еще не нет

символ ООН
символ ООН
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ходе своей 64-летней истории Объединенные Нации превратились в очень крупную организацию. Как будет меняться ООН с учетом возникающего многополярного мира – этот вопрос по-прежнему остается открытым.

В ходе своей  64-летней истории Объединенные Нации  превратились в очень крупную организацию. Как будет меняться ООН с учетом возникающего многополярного мира – этот вопрос по-прежнему остается открытым.

Для одних ООН – бесполезная говорильня, для других – первый шаг на пути создания мирового правительства. Эти подходы больше говорят о личной точке зрения, чем о самой Организации Объединенных Наций. Если смотреть с террасы здания парламента, то Швейцария представляется большой страной. Это самодостаточное государство, и оно самостоятельно отлично со всем справляется. Но на глобусе Швейцария больше похожа на конфетти. Без международных организаций современная жизнь была бы невозможна. Не было бы автоматической телефонной сети, не было бы охватывающего весь мир почтового сообщения, не было бы прогнозов погоды и нельзя было бы сдерживать распространение эпидемий.

Шарль де Голль презрительно называл ООН «le machin» - «эта штуковина». Джордж У. Буш охарактеризовал ее как  «irrelevant» (англ.: бесполезная – прим. перев.) после того, как ему не удалось добиться в Совете Безопасности поддержки большинства его членов предложения о проведения военной операции против Ирака. Средства массовой информации критикуют то политические слабости ООН, то ее громоздкую бюрократию. Однако при этом они не замечают, что ООН  - это не наднациональная организация, а клуб, в который входят 192 независимых – по крайней мере на бумаге – государства.

Равноправие

Согласно Уставу ООН, все обладают равными правами, кроме пяти победивших во Второй мировой войне держав – США, России, Китая, Франции и Великобритании. У них в Совете Безопасности есть право вето. О реформе этого органа разговоры ведутся уже несколько десятилетий.

В течение своей 64-летний истории ООН превратилась в гигантский корабль, которым стало очень сложно управлять. В ООН на постоянной основе работают 44 000 сотрудников, и это без учета тех, кто трудится в специализированных учреждениях ООН. В 15 операциях по сохранению мира во всех частях земного шара под флагом ООН в настоящее время участвуют 120 000 солдат и гражданских специалистов из 114 стран. Их общая стоимость в этом году составит  почти 8 миллиардов долларов. Цифра кажется огромной, но она составляет всего лишь 0,5% от суммы военных расходов всех стран.

Поле битвы

Первый Генеральный секретарь ООН Трюгве Ли называл свою должность «самой невозможной работой в мире». Из-за конфронтации между Востоком и Западом ООН превратилась в дипломатическое поле битвы. В сравнении с тем временем сегодняшняя ситуация представляется более мирной. Пять постоянных членов Совета Безопасности крайне редко пользуются своим правом вето. Они предпочитают продолжать переговоры, пока не будет достигнут компромисс.

Кажется почти чудом то, как быстро этот отвечающий за спокойствие и безопасность в мире орган смог добиться единства по вопросу о применении военной силы в Ливии и в Кот-д’Ивуаре. Но оборотная сторона системы состоит в том, что сами обладающие правом вето государства являются неприкосновенными.

Однако состоящий из пяти членов совет директоров начинает разрушаться. Гегемонии западных стран бросают вызов некоторые «восходящие государства». Недавно Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка – сокращенно БРИКС – образовали вольный союз. Они обвиняют Запад в том, что под предлогом проведения гуманитарных военных операций он прибегает к «дипломатии канонерок».

Постепенно начинает складываться многополярный мировой порядок, который приходит на смену существовавшей ранее поляризации между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Но пока сложно сказать, когда эти новые реалии скажутся на составе Совета Безопасности ООН.

Не исключено, что Германия, Япония, Индия, Бразилия и Южная Африка получат статус постоянных членов. Но Италия, Аргентина, Пакистан, Нигерия также стоят у двери. Еще вопрос – должны ли все новые члены Совета Безопасности обладать правом вето? Это неизбежно привело бы к параличу в работе высшего органа ООН. Может быть, следует вообще отменить право вето?

Право вето


По этому вопросу в настоящее время у пяти постоянных членов совета Безопасности единства нет. Они никогда не пойдут на то, чтобы подчиняться решению большинства, когда речь идет о войне и мире. Есть тенденция, в соответствии с которой можно было бы создать новую категорию постоянных членов без права вето. Однако с этим не согласны Индия и Бразилия.

Возможно, самым большим достижением ООН является заключение ряда международных конвенций о правах человека и основных свободах. Начало было положено «Всеобщей декларацией прав человека» в 1948 году. Это своего рода библия, в которой содержатся 30 коротких заповедей, представляющих собой правила совместной жизни. С того времени гуманитарное международное право разрослось до целой библиотеки. Швейцария всегда была в числе пионеров этих договоров, в которых, помимо прочего, гарантируются права женщин и детей.