- Господин Карапетян, на днях парламент Грузии принял решение о приостановлении договора о транзите российских военных грузов и персонала через Грузию. Накануне этого решения в Ереване находился министр обороны Грузии, затем прибыл в Армению министр иностранных дел. На ваш взгляд, чем обусловлен этот шаг Грузии и почему активизировались визиты грузинских должностных лиц в Армению?
- Я не вижу ничего хорошего в закрытии транзита, так как вполне возможно, что завтра, исходя из каких-то обстоятельств, они закроют также путь для хлеба. Если в первый раз все прошло гладко, то во второй раз все может повториться. Я думаю, что Грузия понимает, что поступила не очень хорошо, и визиты грузинских чиновников направлены на смягчение ситуации, потому что мы, как граждане Армении, четко понимаем, что в нагорно-карабахском вопросе ситуация обостряется, и с этой точки зрения грузинский шаг имеет прямо-таки антиармянскую направленность. В конце концов, этот путь был предназначен не только для российских военных баз, ведь в армяно-российском договоре также отмечалось, что Россия собиралась модернизировать вооруженные силы Армении – об этом власти не хотят говорить. Я думаю, что как только мы ратифицировали армяно-российский договор, американцы ответили нам через Грузию.
- Какова будет роль Турции в этой ситуации, учитывая тот факт, что говорится о транзите российской военной техники в Армению через Турцию, а на днях распространилась информация о том, что АСАЛА (Армянская освободительная армия) отправила угрожающее письмо в посольство Турции в Грузии, что если Турция не признает Геноцид армян, случится теракт?
- Сейчас делается все, даже вынуждают Россию осуществить эти перевозки через Турцию. То есть, так или иначе, мир диктует нам, даже при наличии предварительных условий, открыть армяно-турецкие границы. Я думаю, что это станет темой для обсуждения в ходе будущих выборов, так как это очень серьезный вопрос, и каким-то образом повлияет также на внутриполитическую ситуацию Грузии. В России прошло совещание основных грузинских политических партий.
- Господин Карапетян, в Москве создан Союз армян из Джавахка, и не секрет, что когда Россия хотела оказать давление на Грузию, она поднимала вопрос Джавахка, по вашему мнению, в этой ситуации, будет ли Россия манипулировать этой проблемой?
- Мне кажется, в данный момент не надо затрагивать эту проблему.
- Грузинская сторона, грузинские эксперты уверяют, что армянская сторона заранее знала, что грузинский парламент собирается принять решение о закрытии российского военного транзита. Как вы прокомментируете это обстоятельство?
- Они правы, в политической сфере противоречивые обещания имеют очень плохой финал, а Серж Саргсян дал противоречивые обещания: одному обещал, что не продлит срок размещения российских военных баз, другому обещал, что продлит, третьему сказал, что вовсе откажется от них, и теперь настал момент, когда все совпало. И Серж Саргсян, понимая, что американцы сделают ответный ход посредством Грузии, просто, пропустил этот шаг. Его договоренность заключалась именно в этом: молчите, пусть сделают то, что хотят. А Грузия сейчас делает большой пиар, каждый раз, отправляя министра, показывает, что у нее нет никаких проблем с Арменией, что установлены дружеские отношения, и власти Армении знали об их шагах, чтобы не поднять в Грузии вопрос армян из Джавахка. Но я думаю, что Саакашвили ошибся в своих расчетах, он ждет изменений там, где их не будет, и будет совсем в другом месте – ответ не заставит себя ждать.