В конце марта, спустя год после взрывов в московском метро, в результате которых погибли 40 человек, российское информационное агентство «Интерфакс» сообщило о гибели Доку Умарова, известного как «российский бин Ладен». По данным «Интерфакса», Умаров и 16 других террористов были убиты в результате проведенного авианалета. Подтверждения этому сообщению не последовало. Через несколько дней один из близких к сепаратистам сайтов опубликовал информацию о том, что с Умаровым все в порядке.
По мнению эксперта по Кавказу и исламу Алексея Малашенко из московского Карнеги-центра, не имеет большого значения то, соответствуют ли эти сообщения действительности или нет. Русские уничтожили уже немало харизматичных исламистских лидеров, и всегда им на смену приходили новые люди, подчеркнул Малашенко во вторник в Вене во время презентации своей книги (Will Russia become a Muslim Society? – Станет ли Россия мусульманским обществом?) По его мнению, и в случае с Усамой бин Ладеном «появление его преемника – всего лишь вопрос времени».
Малашенко считает, что влияние убийства бен Ладена на российские кавказские республики сложно оценить. В любом случае многие умеренные мусульмане в России испытывали гордость по поводу совершенных 11 сентября (2001 года) террористических актов. В среду российский Антитеррористический комитет сообщил об уничтожении одного из главных представителей Аль-Каиды на Северном Кавказе.
После распада Советского Союза произошла реставрации ислама, а теперь, как считает Малашенко, наблюдается вторая волна исламизации, которую он называет «шариатизацией». Это радикальное течение, опирающееся на меньшинство верующих, стремиться к достижению независимости исламских государств на Северном Кавказе и установлению в них основанной за законах шариата правовой системы. Большинство исламистов также поддерживает введение законов шариата, но они хотят это сделать в рамках «специального субъекта», что объясняется прежде всего их желанием продолжать получать деньги от Москвы.
Националистическая волна в России, по мнению Малашенко, также увеличивает разрыв между русскими и кавказцами, и прежде всего на юге России ситуация продолжает осложняться. Исламизация имеет социально-политические причины, но в Москве не понимают происходящих на Кавказе событий, считает Малашенко. Президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин постоянно говорят о том, что Россия является многонациональным государством – «но они ничего для этого не делают», - подчеркивает Малашенко.