Вполне понятно, что в вихре конфликтов на межнациональной почве и политических потрясений в республике многие жители Киргизии старшего поколения порой испытывают ностальгию по относительно комфортной жизни при советской власти. Эксплуатируя это чувство утраты и тоски по прежним временам, оставшиеся коммунисты Киргизии сумели сохранить группу немногочисленных, но стойких своих приверженцев.
За два десятилетия, прошедших с распада СССР, коммунисты обнаружили, что цепляться за прошлое невозможно. Разрываемые между стремлением сохранить чистоту принципов и необходимостью сохранить актуальность в эпоху обретения независимости, компартия в 1999 году распалась надвое: одна часть во главе с Исхаком Масалиевым стала называться Партией коммунистов Киргизии, вторая под предводительством Клары Ажибековой взяла название Коммунистической партии Киргизии. Разделившись, они потерпели крах. Сражаясь друг с другом за стареющий электорат на платформе советских стереотипов, ни одна из партий не сумела набрать в 2010 году достаточного количества голосов для избрания в парламент.
«Руководство партий … разошлось на почве личных амбиций», – говорит старший преподаватель кафедры международной и сравнительной политики Американского университета в Центральной Азии Медет Тюлегенов. Ключевым фактором в партийной политике Киргизии является личность, а партия Масалиева оказалась скомпрометированной его тесными взаимоотношениями с экс-президентом Курманбеком Бакиевым, свергнутым в прошлом году в результате массовых акций протеста.
«Партия Масалиева является на сегодня больше партией правящей элиты, связанной тесными узами с бывшим [бакиевским] режимом, а другая партия [Ажибековой] представляется почти антисистемной по своему характеру», – сказал Медет Тюлегенов EurasiaNet.org.
Но в один день в году обе партии забывают на время о своих противоречиях и демонстрируют по крайней мере внешнее подобие единства. 22 апреля, в день 141 годовщины со дня рождения большевистского вождя партии собираются у самого большого в Бишкеке памятника Ленину, громоздящегося у построенного при советской власти огромного здания исторического музея, и их лидеры выступают с речами.
Под одобрительные аплодисменты нескольких десятков пожилых участников митинга Масалиев и Ажибекова вручили медали ветеранам Великой Отечественной войны. Под звуки партийных гимнов и музыки военных времен, льющихся из видавших виды динамиков, у старого советского флага застыли по команде «смирно» верные сторонники партии в камуфляжной форме.
В своей речи воинствующая коммунистка Клара Ажибекова, выступления которой всегда выдержаны в духе марксистко-ленинских догматов, назвала Ленина провидцем, продолжателем идей Маркса и Энгельса, и возложила вину за прошлогодние кровавые столкновения на межнациональной почве на членов временного правительства, взявшего в руки власть после свержения Бакиева. Нынешнее «мелкобуржуазное правительство» должно, по ее словам, учиться у СССР, основными приоритетами для которого были сплоченность, дружба и братство между народами. В свою очередь Исхак Масалиев, отпрыск последнего партийного руководителя Киргизской ССР Абсамата Масалиева, посетовал на отсутствие у нынешнего правительства национальной идеологии.
Пытаясь по-новому позиционировать себя и свои партии в постбакиевские времена, оба коммунистических руководителя сталкиваются с немалыми трудностями. Стремительное возникновение новых партий и политических альянсов оттеснило их на обочину политической жизни.
Клара Ажибекова, например, окончательно запуталась в своей ортодоксальной идеологической паутине. Имеются сложности и у ее главного соперника. Масалиев, являвшийся и при Аскаре Акаеве, и при Курманбеке Бакиеве депутатом законодательного органа страны, только что освобожден из-под домашнего ареста. Он обвинялся в организации беспорядков на юге Кыргызстана в мае 2010 года и был оправдан, но все равно считается многими одним из оставшихся представителей южной политической клики, господствующей в государственной политике до прошлогоднего восстания. И хотя формально до прошлого года он возглавлял в парламенте оппозиционную партию, голосовал он обычно вместе с правящей партией Бакиева.
«Это умирающие партии, которые возглавляют старые политики, – говорит преподаватель Киргизско-Российского Славянского университета в Бишкеке Марат Казакпаев. – Естественно, некоторые люди в нашей стране испытывают ностальгию по СССР, но пятиться назад и невозможно, и ошибочно. Когда люди говорят о Советском Союзе, они должны помнить, что наряду с хорошими сторонами там на регулярной основе имели место и нарушения – нарушения культурных прав и прав человека».
Разделяя мнение, что нынешнему руководству страны недостает «государственной идеологии», необходимой для сплачивания страны в духе национального единства, Казакпаев все же полагает, что обе компартии не способны заполнить образовавшийся вакуум. «Проблема с этими партиями в том, что они полностью зависят от своих лидеров. А их лидеры, движимые, в свою очередь, личными амбициями, не способны предложить стране сколько-нибудь значимой программы. Он [Масалиев] твердит об идеях, но по любым меркам является безыдейным политиком», – добавляет Марат Казакпаев.
27-летний член Центрального комитета возглавляемой Ажибековой Компартии Киргизии Сергей Непогодов представляет собой молодое поколение движения, объединяющего в целом людей пожилого возраста. Признавая, что распавшись в 1999 году, партии спровоцировали раскол в рядах своего традиционного электората, он оспаривает мнение, что марксистские идеи утратили свою актуальность в современном мире. «Раскол в руководстве, – говорит он EurasiaNet.org. – А мы, рядовые коммунисты, в конечном итоге придерживаемся одних и тех же идей и целей. Даже в первом ленинском ЦК между политиками имелись разногласия, но само общество было единым, и это было главным».
Сегодня, на 20-м году независимости Киргизии, после бурного года, давшего стране шаткое законодательное собрание, идеи марксизма-лининизма являются по-прежнему актуальными. «В глубине души люди понимают, что у политиков, заседающих в нынешнем парламенте, нет подлинных ценностей, – отмечает Непогодов. – Все, что есть хорошего в этой стране, было построено при советской власти. Это было время, когда все были равны, жизнь была стабильной, и все заботились друг о друге. Люди этого не забыли».