Похоже, что в этом году процесс создания Союза Белоруссии и России приобретает позитивную динамику. До этого проект тихо «умирал» из-за различия стратегических интересов обеих стран. Однако заметное потепление отношений между ними постепенно возвращает идею Союза на прежний уровень.
В январе заработал Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, и одновременно послышались все более громкие заявления официальных представителей Москвы и Минска об активизации российско-белорусского экономического сотрудничества. По словам премьер-министра России В. Путина, особое внимание в этом году должно быть уделено устранению барьеров, препятствующих развитию трансграничной торговли, налаживанию более тесного взаимодействия вооруженных сил двух стран, укреплению сотрудничества в сфере борьбе с терроризмом и т.д. В свою очередь глава правительства Белоруссии М. Mясникович 2 марта 2011 г. заявил о том, что в процессе строительства Союзного государства больше внимания нужно уделять созданию единого экономического пространства России и Белоруссии, а также развитию энергетического диалога между странами, общей транспортной инфраструктуры, западного транзитного коридора и т.п.
Эти заявления вроде бы подтверждаются и политическими решениями обеих сторон. 15 марта 2011 г. на проходившем в Минске заседании Совета министров Союзного государства обсуждалось более двадцати политических, экономических, военных и других вопросов, и был подписан целый ряд межправительственных соглашений. Из них можно выделить соглашения по топливно-энергетическому балансу на 2011 г., о параллельной работе энергосистем двух стран, о переносе транспортного контроля с российско-белорусской границы на внешнюю границу Таможенного союза, о сотрудничестве правоохранительных органов в сфере создания совместных антитеррористических сил и другие.
Таким образом, создается впечатление, что процесс интеграции Белоруссии и России ускорился. Однако он прежде всего зависит от стратегических интересов Москвы и Минска и благоприятного международного контекста.
России возобновление межгосударственного диалога важно в первую очередь с экономической точки зрения, так как Белоруссия является значимым звеном в ее экономических и политических связях с Центральной и Восточной Европой. Российская правящая элита не скрывает амбиций по созданию единого экономического пространства, выходящего за рамки границ двух стран, и потепление двусторонних экономических отношений является основой для выхода России на новые рынки. Кроме того, экономическое сближение двух государств имеет значение в контексте стремления России вступить во Всемирную торговую организацию, так как и Россия, и Белоруссия заявляют о своем желании вести экономический диалог на основе принципов ВТО.
С точки зрения политики и энергетики налаживание отношений с Минском необходимо Кремлю с целью усиления своего влияния в Белоруссии. А. Лукашенко уже много раз менял свою внешнеполитическую ориентацию с пророссийской на прозападную, что всегда раздражало Москву. Поэтому «привязка» белорусского режима к российским кредитам может привести к определенным уступкам с его стороны (например, передача в собственность России белорусской транзитной энергетики или все время откладываемое признание независимости Абхазии и Южной Осетии).
По словам профессора Д. Марпле из Университета Альберта, Россия по-прежнему хочет полностью подчинить себе Белоруссию. При этом прагматичная Москва не желает «содержать» белорусский режим. Поэтому она скорее всего попытается воспользоваться проектами Союзного государства, Таможенного союза и Единого экономического пространства как рычагами давления на Минск с целью получения значительной «добавочной стоимости».
Белоруссию толкает «в Россию» в основном тяжелое экономическое положение: большинство предприятий страны убыточны, уровень жизни падает, валютные резервы на исходе. Сегодняшний валютный кризис – яркое тому подтверждение. Возможно Белоруссии уже в этом году придется девальвировать свою валюту по крайней мере на 20%. А если ситуация не изменится и в дальнейшем, Минску грозит долговая кабала (российская), которая поставит крест на белорусской экономической системе.
Таким образом, А. Лукашенко просто вынужден сотрудничать с Москвой из чисто экономических соображений. Белоруссии в лице России жизненно необходимы крупные займы, дешевые энергоресурсы и стабильный рынок сбыта для своих товаров. Поэтому вопрос создания Союзного государства вновь может выйти на первый план, так как именно это может помочь Минску получить от России то, что ему нужно.
Без денег из Москвы белорусскому режиму не удастся реализовать и свои амбиции в области ядерной энергетики. По предварительным оценкам АЭС мощностью в 2,4 тысячи МгВатт, которую Белоруссия собирается построить на границе с Литвой к 2018 г., обойдется ей в 9,4 млрд. долларов. Таких денег у нее нет. Поэтому придется идти на уступки «большому соседу» в других областях.
Как утверждает известный российский политолог С. Белковский, внешняя политика Белоруссии трудноизменяема. Даже в условиях жесточайшего экономического кризиса А. Лукашенко 18 марта 2011 г. заявил, что условием конструктивного политического и экономического диалога с Россией является готовность последней рассматривать Белоруссию как равноправного партнера. Такая позиция, по мнению эксперта, подтверждает, что А. Лукашенко живет сегодняшним днем, а там как Бог даст. Поэтому дружба с Россией может закончится, как только Белоруссия начнет выбираться из экономической ямы. В этом случае процесс создания Союзного государства при прочих равных условиях снова потеряет динамику.
Таким образом очевидно, что и для Москвы, и для Минска Союзное государство есть не сама цель, а лишь вспомогательный инструмент решения иных стратегических задач. Больше того, процесс объединения России и Белоруссии осложняется определенными разногласиями между ними в области политического, экономического и отчасти военного сотрудничества. Поэтому сегодняшнее потепление российско-белорусских отношений едва ли можно рассматривать как свидетельство скорой интеграции двух стран.