Москва – Три года властный тандем премьер-министра Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева слаженно работал вместе, словно двигатель спорткара, заставляя молчать скептиков, которые ранее заявляли, что любое разделение исполнительной власти в России приведет к нестабильности. Двусмысленная, неопределенная расстановка сил снизила напряженность, позволив всем, от прозападных технократов, до «ястребиных» сторонников жесткого курса, поверить, что именно они представлены на самом верху.
Но в последнее время мотор тандема начал «чихать» и демонстрировать некоторые неприятные последствия. Невозможно сказать, оказалось ли разрушенным доверие между двумя его участниками, один из которых усилит свою власть весной будущего года на президентских выборах. Но совокупность чиновников, бизнесменов и политических прихлебателей, в отсутствие уверенности в том, что нужно делать – демонстрировать лояльность одному из них, другому или обоим вместе – провела «весь прошлый месяц на грани нервного срыва», написал экономист Владислав Иноземцев на прошлой неделе в газете «Московский комсомолец».
Господин Путин изобрел данный вариант в 2008 году, когда ограничение по срокам не дало ему возможности вновь заполучить президентство, и это по большей части его выбор, продолжать ли данное соглашение или нет. Он постарался положить конец спекуляциям на эту тему, пытаясь отложить объявление о том, кто пойдет на выборы, до осени, но, возможно, это слишком поздно.
Уинстон Черчилль сравнивал борьбу за власть в Кремле с подковерной схваткой бульдогов: «Внешний наблюдатель слышит лишь рычание, а когда он видит, как оттуда летят кости, становится очевидным, кто победил».
Эта динамика вернулась в последние несколько недель, по мере того, как менее значительные политические фигуры начали выпускать слухи в общественное пространство. Возьмите случай с Константином Затулиным, членом парламента от правящей партии «Единая Россия», которая лишила его поста в комитете после того, как он гласно поддержал взгляды господина Путина по ливийскому вопросу в противовес президентским, явно вбивая клин между ними обоими. Затем он начал публично говорить, что г-н Медведев нарушил свое соглашение с г-ном Путиным и пытался подорвать его авторитет.
«Самая старая история тут произошла: получивший грандиозные полномочия молодой президент, и в значительной степени его ближний круг и его семья», они преисполнены желания сохранить их, заявил господин Затулин в интервью в своем богато украшенном офисе. Он заявил, что г-на Медведева поддерживают сильные промышленники, известные как олигархи, которые рассчитывали вернуть себе влияние, которое они утратили при г-не Путине. «Я думаю, им гораздо более комфортно со слабым президентом, чем с сильным, и они нашли фигуру, которой они могут манипулировать», - сказал г-н Затулин.
Он заявил, что недоверие между командами было так велико, что тандем вряд ли сохранится после выборов, и что г-н Медведев, возможно, использует единственное преимущество, которое у него есть перед его наставником. «Я не могу исключать, что некоторые из медведевских советников считают, что Медведев, с целью победить, должен уволить Путина с поста премьер-министра», - сказал г-н Затулин. «Я не могу подтвердить это, но будет странно, если они не рассматривали такую возможность».
Вскоре после того, как наказание г-на Затулина стало общественным достоянием, удивительно симметричная история повторилась еще раз, и тоже появилась в прессе. На этот раз это был Глеб Павловский, политический консультант, который заявил, что он попал под запрет за то, что сказал, что г-н Путин не должен возвращаться в президенты. Он заявил, что чиновники в Кремле многие месяцы жаловались на его комментарии, которые нарушали неписаный порядок «не говорить ничего о кандидатах, пока все не будет решено». В середине апреля они прекратили отношения, которые длились пятнадцать лет. «Путин и его команда очень нервничают по поводу такого рода заявлений, возможно, это вопрос для них является более нежным и животрепещущим, чем для медведевской команды», - сказал г-н Павловский.
Он заявил, что между обоим участниками тандема нет личного раскола - «я могу это подтвердить», сказал он, - но тандем конструируется очень внимательным образом, чтобы сохранить баланс, и ни одна из команд не является достаточно сильной, чтобы положить конец противостоянию. Он сказал, что г-н Путин начал рассматривать вопрос о возвращении на пост президента из-за «фактического страха перед тем, что некоторые ужасные либералы могут прийти к власти» и ослабить сильное государство, которое построил г-н Путин.
«Где эти либералы? Их не существует, - говорит г-п Павловский, - это проблема. Я слышу об этих либералах уже двадцать лет».
Сейчас его основная претензия, основное недовольство заключается в том, что паралич вопроса о кандидате делает невозможной работу над основными вопросами, подобными тому, каким путем должна пойти Россия после выборов. «Это абсурд, сегодня необходимы дебаты» по поводу платформы будущего президента и его команды, говорит господин Павловский. «Это очень сложно - составить команду, не имея лидера. Это все равно что плавать в бассейне без воды».
В этих интервью, как и во всей российской политике, сложно сказать, что реально, а что искусственно. Ни г-н Затулин, ни г-н Павловский не входят в ближний круг лидеров, и их мотивы неясны. Г-н Затулин потерял сильного союзника в сентябре, когда со своего поста был уволен по приказу президента Юрий Лужков, московский мэр. Тем временем г-н Павловский может похвастаться пятнадцатью годами опыта виртуозного политического искусства игры.
Но ясно, что общественный разрыв между г-ном Путиным и г-ном Медведевым увеличился. Во-первых, они высказали различные позиции по поводу операции НАТО в Ливии, которую г-н Путин вдохновенно осудил. Когда г-н Медведев сказал китайскому телевидению, что кандидат в президенты будет назван скоро, г-н Путин высказался в противоположном ему ключе, дав ясно понять, что он предпочитает подождать насколько возможно долго.
История заставляет предполагать, что это может быть достаточно долгий срок. Борис Ельцин объявил о своей отставке 31 декабря 1999 года, несколько дней спустя после парламентских выборов; в 2007 года г-н Путин объявил о том, что г-н Медведев будет его преемником 10 декабря, тоже через несколько дней после парламентских выборов. В этом году парламентские выборы назначены на 4 декабря.
В то же время московские политические круги будут наблюдать за подковерной борьбой бульдогов. Г-н Путин вызвал новый цикл слухов и спекуляций в пятницу, когда объявил о создании национального «народного фронта», которые некоторые рассматривают как основу для возможной президентской гонки. Г-н Медевдев собирается устроить редкую пресс-конференцию 18 мая, которая, судя по всему, приведет к тому же эффекту.
Длительные риски напряженности обеспечивают основу для крупного раскола внутри элиты, говорит Дмитрий Симес (Dmitri K. Simes), давний наблюдатель за происходящем в России, который возглавляет исследовательский Центр национальных интересов (Center for the National Interest) в Вашингтоне. Он вернулся из последней поездки в Москву, шокированный переключением политической атмосферы, ныне преисполненной недоверия.
«Никогда не забывайте о количестве людей, которые играют двойную игру, - говорит он, - люди могут утром говорить одно, а днем уже совершенно иное».