Если речь заходит о списке того, что рынки не любят, неизвестность явно была бы в тройке лидеров.
Правдивость утверждения объясняет позитивную реакцию на пятничную новость о том, что арбитражный суд разрешил с существенными ограничениями ВР продолжить с планом по разработке месторождений в Арктике стоимостью в 16 миллиардов долларов и обменом акциями с российской нефтяной компанией «Роснефть» только в том случае, если ТНК-ВР станет партнером в данном совместном предприятии по освоению шельфа Арктики.
Туман, правда, еще не до конца рассеялся: Роснефть должна одобрить участие ТНК-ВР, на что ранее не приходилось рассчитывать. Эти компании являются прямыми конкурентами в России, и Роснефть уже отрицала факт любого участия ТНК-ВР в деле на основании того, что для освоения шельфа у компании мало опыта.
Тем не менее, после долгих месяцев легальных споров между ВР и ААР, тот факт, что компании-партнеры смогли о чем-то договориться, радостно приветствуется некоторыми экспертами.
Жан-Шарль Лакост (Jean-Charles Lacoste) из компании Chevreux заявил: «Пока это предложение - менее выгодное, нежели январское соглашение между ВР и Роснефтью, но это шаг в правильном направлении».
Это может показаться странным. Без громких слов, новое соглашение - лишь жалкое подобие того, что было широко разрекламировано в январе. ВР получит только половину от предполагаемого в российской Арктике. Обмен акциями между ВР и Роснефтью возможен только в том случае, если Роснефть согласится на участие ТНК-ВР в Арктике, и при этом ценные бумаги для обеих сторон должны являться исключительно финансовыми инвестициями и находиться в доверительном управлении с голосующими правами только для независимых представителей без права их вхождения в совет директоров компаний. В данном сценарии ни одна из компаний не сможет присутствовать в совете директоров.
Тем не менее, учитывая, что три недели назад соглашение выглядело куда более безысходным, пятничное решение является первой хорошей новостью для ВР за долгое время.
Широкий анализ мнений в понедельник показал, что все настроены сдержанно и оптимистично, считая, что мяч теперь на стороне Роснефти. Некоторые даже считают, что новое соглашение сокращает риски ВР.
Аналитики шотландского Royal Bank отметили:
«ВР получит половину от изначально предполагаемого объема работы, в соответствии с соглашением с Роснефтью. Мы предполагаем, что это снижает привлекательность для ВР, но то также может помочь снизить обеспокоенность инвесторов, что ВР слишком рисковала в России». Это также будет значить двойное снижение стоимости. «Хотя структура этой сделки приведет к разделению арктических ресурсов на две части, она также приведет к снижению стоимости. Учитывая необыкновенно долгое время подготовительной работы перед началом производства, это поможет компании сэкономить на затратах», - считают в Barclays Capital.
В то же время специалисты банка Credit Suisse считают:
«ВР будет получать половину дохода, так как компания владеет 50% ТНК-ВР. С другой стороны, ВР не надо будет вкладываться в разведывательные работы, это придется делать ТНК-ВР, и ВР не требуется в этом участвовать, так как ТНК-ВР работает как отдельная компания».
Теперь все ждут реакции Роснефти, и спекуляции на тему сделки ведутся повсеместно. Обмен акциями все равно выглядит выгодным, не учитывая слабое стратегическое сотрудничество. Если российское правительство почувствует, что другая крупная нефтяная компания может отдать существенную часть собственности в обмен на партнерские отношения с Роснефтью в одном из крупнейших мировых начинаний, то оно может все отменить.
Решение может появиться в понедельник, когда настанет крайний срок соглашения между Роснефтью и ВР. Совершенно точно, что переговоры в это время будут жаркими. Если к концу председатель правления ВР Боб Дадли сможет объявить о соглашении, пусть и сильно отличном от январского, это будет достойно личного приза и, может быть, даже сможет убедить его недоброжелателей в том, что он действительно знал, что делал все это время.