На фоне постоянно меняющегося ландшафта технологий кинопросмотра воспроизведение потокового видео внезапно превратилось в бурную реку. А сейчас в эту реку прыгнул и 87-летний титан советского и российского кино «Мосфильм». 26 апреля эта прославленная киностудия, известная работами таких мастеров как Сергей Эйзенштейн и Андрей Тарковский, а также жанровыми фильмами от приключений до мюзиклов, объявила о подписании партнерского соглашения с YouTube. Оно позволит зрителям смотреть в онлайне большое количество известных фильмов из коллекции студии во всей их полноте.
Генеральный директор «Мосфильма», продюсер, сценарист и кинорежиссер Карен Шахназаров выступил в связи с этим с заявлением, в котором, в частности, говорится: «Для нас проект с YouTube очень важен и интересен. Цель проекта - предоставить пользователям возможность просмотра легального качественного видеоконтента и предотвратить незаконное использование наших фильмов». На сегодняшний день доступно 50 лицензионных кинокартин в высоком разрешении, и каждую неделю «Мосфильм» планирует загружать туда пять новых фильмов. К концу 2011 года на созданном на YouTube канале Mosfilm должно появиться 200 с лишним кинолент «Мосфильма». Многие из них будут с субтитрами. По словам Юрия Хазанова, занимающегося партнерствами YouTube в Центральной и Восточной Европе, это соглашение заключено в соответствии со стандартной схемой сотрудничества. YouTube будет размещать на канале рекламу, делясь доходами с «Мосфильмом».
Что столь беспрецедентная доступность будет означать для «Мосфильма» и для энтузиастов кино? Одно из преимуществ – это возможность показать знатокам и любителям киноискусства, что в советском кино есть нечто большее, чем социалистический реализм и разрушающая каноны классика. «Мосфильм» на своем вебсайте также предлагает некоторые кинофильмы для просмотра и загрузки. Таким образом, он совершенно очевидно переходит к онлайновым технологиям, делая это по целому ряду причин.
Алла Верлоцкая, являющаяся основателем и президентом нью-йоркской компании Seagull Films, которая занимается прокатом советских и российских кинофильмов и преданно пропагандирует их богатейшее разнообразие, заявила по телефону, что наступил этап, «когда «Мосфильм» перестал быть просто главной студией по производству кинозвезд. «Мосфильм» это в своей основе российская United Artists или MGM». Она ставит в заслугу возглавившему студию десять с лишним лет назад Шахназарову то, что он спас «Мосфильм» от финансовой катастрофы и весьма дальновидно подошел к его перспективному развитию. Этот шаг важен и для российских зрителей, заявила Верлоцкая, потому что после распада Советского Союза и краха российской экономики и киноиндустрии кинотеатры страны заполонили американские картины. Взращенные на голливудском меню молодые зрители соображают в новых технологиях, но им еще предстоит открыть российскую классику и жанровые картины.
Среди того многообразия фильмов, с которыми могут познакомиться зрители, есть не только шедевры Тарковского, такие как его сложная, похожая на мечтательное блуждание по закоулкам памяти картина «Зеркало» (1974 год), но и комедии, боевики, анимированные фантастические фильмы, мюзиклы, мелодрамы и приключенческие ленты. Seagull Films показала сотни картин «Мосфильма», зачастую в сотрудничестве с нью-йоркским кинематографическим обществом Центра Линкольна. «Это похоже на эскиз всех тех программ, которые мы делали», - говорит Верлоцкая, приводя несколько примеров. Среди них фильм Шахназарова перестроечного периода «Город Зеро» (1988 год). Это сюрреалистическая картина с элементами комедии абсурда, которая была показана в серии российской кинофантастики. Другой пример – «Девять дней одного года» (1961 год) режиссера Михаила Ромма, ставший весьма неоднозначным посвящением техническому прогрессу. Он был показан в ретроспективе советских фильмов 1960-х годов. А фольклорно-приключенческая картина Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», столь любимая космонавтами, недавно была представлена в кинопоказе советских «истернов».
Качество изображения потокового кино оставляет порой желать лучшего по сравнению с DVD и дисками Blu-ray, но партнерство «Мосфильма» и YouTube это пример того, как в некоторых случаях новые технологии делают старые фильмы более доступными – как через YouTube, так и через других провайдеров, таких как Netflix, Amazon и MUBI.
Из заявления Шахназарова становится понятно, что одним из важных стимулов стала политика YouTube по борьбе с пиратством. Говорит Верлоцкая: «Большая, очень большая проблема в России это пиратство… Я думаю, для студии очень хорошо то, что она в некотором роде контролирует и распоряжается своим продуктом, не ограничиваясь пассивным наблюдением за подделками». Представитель YouTube Крис Дейл (Chris Dale) объяснил по телефону, что идентификационная технология контента YouTube, разработанная инженерами Google, позволяет партнерам распознавать и контролировать, либо блокировать копии на YouTube: «Все, что вам нужно сделать, это дать соответствующую ссылку – на аудио и визуальные, либо на видеофайлы ссылки. После этого система автоматически проверяет эти ссылки и действует в соответствии с той политикой, которую вы определили».
Говорит Верлоцкая: «Мне кажется, это хороший шаг, даже для внутреннего рынка. … Это хорошо, когда можно сказать, что это наша продукция, что именно так мы хотим представить ее нашему зрителю». Смотреть кино в онлайне и на большом экране – здесь есть радикальные отличия, но партнерство выдвигает на передний план те сложные силы, которые стоят за этой тенденцией. В данном случае есть какая-то магия в том, что щелчком по клавиатуре ты можешь открыть сокровищницу российского и советского кинематографа.