Весьма верно подметил президент Эквадора Рафаэль Корреа, сказавший: «Мы живем не в эпоху перемен, а переживаем смену эпох». Действительно, в мире наблюдается закат капиталистической системы, происходят изменения в соотношении общественных и классовых сил, а также государств. Возникли новые народные движения, возглавляемые «низами», в которые входят безработные, так называемый «прекариат» (то есть, пролетариат, не имеющий постоянной работы, нестабильный), представители образованного среднего класса, не имеющие особых перспектив при капитализме, а также коренные народы.
Капиталистическая неолиберальная модель стремительно погружается в мировой экономический кризис, в пропасть человеческих страданий, которую она же сама и создала. В то время как изменение климата, землетрясения, цунами и извержения вулканов и прочие стихийные бедствия угрожают всем, крупные капиталисты и банкиры продолжают богатеть за счет богатств, создаваемых другими людьми. Они используют в своих интересах «государственные антикризисные меры».
Более того, по заявлениям Антонио Марии Косты (Antonio María Costa), главы Управления ООН по наркотикам и преступности, многие миллиарды долларов, вырученные от наркоторговли и легализованные с помощью крупнейших финансовых институтов, спасли их в разгар мирового экономического кризиса и продолжают спасать их и сейчас. И даже при этом во многих странах Европы (Греции, Португалии, Ирландии и т.д.) наблюдается долговой кризис в еще более острой форме, чем предыдущие кризисы в странах Южной Америки.
Точно так же, как социальные движения в Эквадоре, Аргентине, Боливии и других странах добились отказа от уплаты этих незаконных задолженностей, нам следует твердо заявить: Мы, народы, не заплатим ни одного цента за просчеты безответственных и спекулятивных финансовых институтов.
Банкиры и правительства, которые их контролируют, не думают о необходимости удовлетворения человеческих потребностей и вместо этого упраздняют социальные программы и «приватизируют» даже саму человеческую жизнь, превращая все в товар для извлечения прибыли. Параллельно правящие круги предпринимают всевозможные усилия, чтобы с помощью военной силы подавить общественные движения, или же вновь пытаются организовать государственные перевороты «гражданского» или военного толка, развязать военные интервенции и войны, нацеленные на разрушение целых культур с помощью этноцида, геноцида и экоцида.
Закат гегемонии США
США сталкиваются со множеством проблем, которые они же сами и создали. Многополярный мир, возникновение и укрепление новых экономических и геополитических союзов приходят на смену господству одного сверхцентра власти. Возрастает экономическая мощь группы стран с динамично развивающейся экономикой БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Уже давно евро и другие валюты поколебали безраздельное господство американского доллара. Огромная экономика США стала зависимой от капиталовложений и займов Китая, Японии, стран Европейского союза и ряда нефтедобывающих монархий.
Военные и дипломатические провалы США в Ираке, Афганистане, Пакистане, на Ближнем Востоке и в других частях земного шара на фоне всемирного финансового кризиса, вызванного банкротством финансовых учреждений США в 2007-2008 годах, расшатали мировую гегемонию Вашингтона. Белый дом утерял свой традиционный контроль над Латинской Америкой, Ираном и отдельными странами Ближнего Востока. При этом следует отметить, что присущий капитализму потребительский дух несет в себе угрозу для всего человечества. Через сравнительно короткое время будет ощущаться нехватка питьевой воды, продовольствия и нефти для поддержания нынешнего уровня жизни даже в наиболее промышленно развитых государствах.
Неолиберальный капитализм во главе с США, на котором лежит основная ответственность за загрязнение планеты, сталкивается не только с глубоким экономическим кризисом, но и с потерей доверия в мировом масштабе. Как следствие, революционные события на Ближнем Востоке и выступления народных масс в Висконсине и других частях света в защиту жизни и человеческого достоинства, которым предшествовали коренные изменения в жизни Латинской Америки. Народы этого континента, продолжающие борьбу за те же самые цели, доказали, что «другой, альтернативный мир», то есть, другие формы организации общества, не просто возможны, а жизненно необходимы.
Смена эпох в Латинской Америке
С момента восстания сапатистов в Мексике в 1994 году, избрания Уго Чавеса президентом Венесуэлы в 1998 и Второго народного саммита Америк, прошедшего в Квебеке в 2001 году, «задворки» империи потрясли глубинные перемены. Строго говоря, своими корнями эти перемены уходят в Кубинскую революцию 1959 года, на которую администрация США обрушила всю мощь своей политики государственного терроризма. Против этой политики мирными средствами боролась пятерка героев-кубинцев, незаконно содержащихся в американских тюрьмах с 1999 года.
В Боливии и Эквадоре, равно как и в Венесуэле, прошли демократические выборы, в том числе и общенародные референдумы, причем в Боливии и Венесуэле, в соответствии с результатами этих референдумов, допускалась возможность снятия с должностей высших государственных руководителей. Президенты этих стран победили на выборах со значительным перевесом в голосах. Они призывают положить конец капиталистической системе и выступают за «новый социализм XXI века». Президент Боливии Эво Моралес напоминает об «общинном социализме, основанном на взаимовыручке и солидарности», прообраз которого существовал у древних индейцев.
Достаточно привести некоторые из многочисленных вновь возникших институтов:
· Сообщество государств Латинской Америки и бассейна Карибского моря (Comunidad de Estados de América Latina y el Caribe, CEALC), которое начнет свою деятельность в июле без участия США и Канады(прощай, Организация американских государств!).
· Южноамериканский банк (Banco del Sur) и Южноамериканский валютный фонд (Fondo Monetario del Sur), которые вводят в обращение новую валюту СУКРЕ (Единая система региональной компенсации, Sistema Único de Compensación Regional, SUCRE) в качестве альтернативы доллару без поддержки Международного валютного фонда.
· Парламентская конфедерация Америк (Confederación Parlamentaria de las Américas)
· Боливарианский союз народов нашей Америки-Торговый договор народов) (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América - Tratado de Comercio de los Pueblos, ALBA-TCP) представляет собой социально ориентированную, а не направленную на извлечение прибыли, альтернативу провалившейся американской инициативе под названием Всеамериканская зона свободной торговли (Área de Libre Comercio de las Américas, ALCA)
· Банк стран ALBA
· Программа медицинской помощи стран ALBA
· Совет общественных движений стран ALBA и дружественных стран (Consejo de Movimientos Sociales del ALBA y países amigos).
· Южноамериканский совет безопасности (Consejo de Seguridad Suramericano) – военный союз 12 государств, куда не входят США.
· Союз южноамериканских государств (Unión de Naciones del Sur, UNASUR)
· Телекомпания TeleSUR, радиовещательная станция RadioSUR, нефтяные компании PetroSUR и PetroCARIBE
· Южноамериканский общий рынок (Mercado Común del Sur, MERCOSUR)
Цели и достижения этих реформаторских и революционных процессов –несмотря на свои ограничения, вызванные неизбежными ошибками, присущими любому процессу и на мировое капиталистическое окружение- отражают смену эпох:
· Новые формы государства: унитарное, независимое, многонациональное, общинное, берущее на себя совместную ответственность – отдают должное разнообразию человеческой личности и способствуют развитию истинной демократии
· Запрет на размещение иностранных военных баз
· Питьевая вода как одно из прав человека
· Права женщины, включая учет ее работы дома
· Права человека и права природы как две стороны одной и той же народной борьбы за освобождение человека.
· Развитие чистых источников энергии
· Неприятие империализма и колониализма
· Отказ от войн: страны ALBA договорились о создании Международной гуманитарной комиссии по восстановлению мира и единства в Ливии
· Замена задачи экономического роста на задачу сбалансированной жизни вместо жизни за счет других.
· Право на доступ к средствам массовой информации и на создание средств массовой информации, отражающих общую точку зрения
Империя наносит ответный удар, народы оказывают сопротивление
Ответный удар империи представляет собой новую фазу современного империализма: использование военной силы с соответствующей милитаризацией общества, сопровождающееся дестабилизацией других стран –в случае Мексики это правительство, которое верно служит интересам империи, а сама страна при этом является не правовым государством- для оправдания «гуманитарных» военных миссий.
Империя направила свой обновленный IV Флот патрулировать океаны и моря региона и пытается разместить или сохранить свои военные базы в Колумбии, Панаме, Гондурасе, Арубе и Кюрасао. США увеличили бюджетные ассигнования для сил специального назначения, которые уже наделены правом действовать в качестве эскадронов смерти более чем в шестидесяти странах. Империализм ведет также кибервойны и использует средства массовой информации для подчинения своему влиянию других народов. По всей видимости, прав был Боливар, когда в 1829 году заметил: «Похоже, само Провидение поставило перед США задачу сеять нищету в Латинской Америке во имя свободы».
Но народы оказывают сопротивление. Чем больше сплачиваются социальные и рабочие движения по всему миру, тем больший вызов бросается империализму и тем больше надежд у человечества. Для меня это означает думать, прогнозировать и созидать –посредством народных собраний и съездов, диалога и уважения к разным точкам зрения- новый свободный социализм, основанный на плюрализме мнений, принципах демократического участия и проникнутый духом интернационализма. Этот процесс уже идет с разной степенью интенсивности во все увеличивающемся количестве стран, приобретая самые различные формы.
Ярким примером этого является положительный историко-геополитический опыт социальных акций, прошедших в Квебеке в 2001 году. Шествие многих тысяч трудящихся, студентов, индейцев и женщин, протестовавших против заключения соглашений о свободной торговле; Политическая декларация Второго народного саммита Америк (Квебек, 2001 год), в которой содержался призыв ко всем народам Латинской Америки выступить против создания Всеамериканской зоны свободной торговли (ALCA), мужественный голос президента Венесуэлы Уго Чавеса, жестко осудившего этот империалистический и аннексионистский план прямо на III встрече президентов стран Северной, Центральной и Южной Америки. Все эти факты свидетельствовали о начале самой настоящей смены эпох.
Мы знаем, что тогда были заложены субъективные предпосылки для единых действий всех народов Северной, Центральной и Южной Америки, которые в итоге привели к тому, что в аргентинском городе Мар-де-Плата (2005) идея создания ALCA потерпела окончательное поражение.
Через десять лет после встречи на высшем уровне в Квебеке мы вновь говорим о существовании региональных инициатив континентальной важности, таких как ALBA-TCP, UNASUR, SUCRE, о социальных миссиях, проникнутых духом величайшего гуманизма и зарождении Сообщества государств Латинской Америки и бассейна Карибского моря (CEALC). Все эти факты подтверждают положительную направленность, которой ознаменовано первое десятилетие XXI века после тех первых шагов, предпринятых в 2001 году в Квебеке.
История подтверждает нашу правоту, правоту тех, кто участвовал в социальных акциях 2001 года в Квебеке. Сегодня мы вновь едины во мнении относительно насущной необходимости продолжать, на основе демократических принципов, осуществление программы перемен, антикапиталистической, интернациональной и гуманистической по духу, направленной на защиту прав коренного населения.
Именно эти цели ставят перед собой общественные движения на Саммите народов «Квебек, 10 лет спустя», который должен пройти в Монреале (Канада) с 19 по 21 августа этого года. Собравшись там, мы, представители народов Америк, сознавая наш общий долг, объединим усилия для того, чтобы вновь определить курс развития эпохи.
Джеймс Кокрофт - доктор философских наук, Стэнфордский университет, профессор Нью-йоркского государственного университета. Троекратный стипендиат образовательной программы Фулбрайта. Автор 48 книг по Латинской Америке, США и вопросам прав человека. Также пишет стихи. Будучи канадским иммигрантом, доктор Кокрофт является членом Всемирного совета по проведению под эгидой ЮНЕСКО проекта «Всемирная солидарность» памяти Хосе Марти; Международного координационного комитета в защиту человечества; Международного комитета за освобождение пятерых героев-кубинцев; Конференции солидарности Квебек-Куба; Международного трибунала профсоюзной свободы (2009); Международного трибунала по вопросам свободы вероисповедания (2010) и Координационной группы гражданского Комитета «Квебек, 10 лет спустя» (2011).