Последствия приватизации по-черногорски можно сравнить со стихийным бедствием, поскольку в этом процессе практически исчезли два десятка крупных компаний, которые обеспечивали экономический рост страны во второй половине 20-го века. Приватизированы и компании-монополисты, такие как Telekom и «Югопетрол», и даже 45% предприятия Elektroprivredа. Приватизация каждой из фирм, как правило, сопровождалась скандалами и спорами.
Имущество получили олигархи и фонды
Государственную или общественную собственность, как правило, покупали местные магнаты, часто скрытые за различными оффшорными компаниями, или горячо любимые властями иностранные бизнесмены, преимущественно русские. Так, например, крупнейшее предприятие Черногории, алюминиевый комбинат в Подгорице в 2005 году купил олигарх Олег Дерипаска за почти 50 миллионов евро. Предполагаемых вложений в несколько сотен миллионов евро так и не дождались, а различными субсидиями и грантами Черногория за последние годы дала Дерипаске в несколько раз больше, чем он заплатил за комбинат!
Еще хуже последствия приватизации металургического завода в Никшиче и отелей на побережье Черногории. Магнат из Подгорицы Драган Бркович, например, должен был инвестировать 64 миллиона евро в гостиничное предприятие «Бока» в Херцег-Нови, но не вложил ни цента, в результате этот город постепенно исчезает с туристической карты Европы.
Огромная часть собственности в процессе так называемой массовой ваучерной приватизации перешла в руки приватизационных фондов, что, как говорит в интервью Deutsche Welle известный предприниматель Горан Джурович, также было провалом. «Здесь тоже обстряпывались подозрительные делишки. Тот менеджмент, который был довольно некомпетентным, как оказалось, не умел обращаться с таким капиталом, который вдруг попал им в руки. Оказалось, что единственным решеним на их взгляд была продажа огромного имущества. Мы видим, что продаются гостиницы, предприятия, которые когда-то были государственными гигантами», - сказал Джурович.
Олигархический капитализм
Черногорские чиновники в течение многих лет уверяли общественность, что они на самом деле не продают компании, а завлекают инвесторов. Теперь они отказываются признавать последствия своих действий, и не желают объяснять, куда подевались 2,5 миллиарда евро. Правительство сообщает только, что «вообще говоря, приватизация оказала положительное влияние на создание новой экономической структуры».
Профессор университета Mediteran в Подгорице Миленко Попович сказал нашему радио, что переходный процесс привел Черногорию вместо предпринимательского к олигархическому капитализму. Это, добавляет Попович, уничтожило экономику Черногории, которая впоследствии стала полностью зависимой от иностранных инвестиций. «Эта система зависит от прямых иностранных инвестиций, что означает, что она не может поддерживать даже базисную макроэкономическую стабильность», - говорит он.
Попович считает, что из-за неправильной модели приватизации и коррупции, перед которой широко распахнули дверь, Черногория оказалась в системе, которая хуже не только самоуправляемого социализма, но и социализма советского типа.