Официальный визит пакистанского президента Асифа Али Зардари в Россию, который состоится 11-14 мая, станет очередным шагом в стратегии Москвы по налаживанию сотрудничества с Исламабадом.
Российско-пакистанские отношения в последнее время развиваются очень динамично. Когда Зардари проведет в четверг переговоры с российским президентом Дмитрием Медведевым, это будет их пятая встреча за последние три года, хотя предыдущие четыре проходили на полях многосторонних форумов.
Нынешняя встреча в верхах была подготовлена в рекордно короткие сроки: Медведев пригласил своего пакистанского коллегу посетить Москву лишь в августе прошлого года. Для сравнения: у бывшего президента Первеза Мушаррафа ушли годы на то, чтобы ответить на официальное приглашение Кремля. Россия в то время еще смотрела на Пакистан глазами Индии, и своим визитом в Москву в 2003 году Мушарраф не сумел сломать лед в отношениях. Нынешний саммит отличается от предыдущего хотя бы тем, что Кремль за это время разделил свои отношения с Нью-Дели и Исламабадом.
Пакистан сегодня занимает центральное место в попытках России играть более активную роль в Центральной и Южной Азии, поскольку Москва готовится к сокращению коалиционных войск во главе с США в Афганистане.
На саммите в Сочи в августе прошлого года Россия придала законную форму четырехстороннему форуму с участием Пакистана, Афганистана и Таджикистана, созданного с целью противодействия распространению наркотиков, терроризма и нестабильности в Центральной Азии в направлении российской границы. Четыре страны договорились о реализации совместных экономических проектов в области электроэнергетики, транспортной инфраструктуры и разработки полезных ископаемых. На последовавшей в октябре московской встрече министров экономики стороны детально обсудили планы восстановления торгового Шелкового пути из бывшей советской Центральной Азии через Афганистан в Пакистан, а также вопросы экспорта электроэнергии из Таджикистана в Афганистан и Пакистан. Россия подтвердила свою готовность делать инвестиции в нефтяную, газовую и гидроэнергетическую отрасли Афганистана, Пакистана и Таджикистана.
Активизация экономических связей
За последние несколько месяцев Москва и Исламабад подготовили почву для активизации своих слабых экономических связей. В сентябре прошлого года в Москве впервые прошло заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Спустя два месяца российский премьер-министр Владимир Путин сказал своему пакистанскому коллеге Юсуфу Резе Гилани (Yousuf Raza Gilani) на встрече Шанхайской организации сотрудничества в Душанбе, что Россия готова профинансировать и построить газопровод Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), хотя ранее Москва выступала против этого проекта. Ожидается, что во время нынешнего визита Зардари стороны подпишут меморандум договоренности о модернизации и расширении пакистанского сталепрокатного завода в Карачи, построенного в 1970-е годы Советским Союзом, а также еще пять меморандумов договоренности о поставке российских железнодорожных рельсов, о сотрудничестве в нефтяной и газовой отрасли, в сфере выработки электроэнергии, добычи угля и о кооперации в сельском хозяйстве.
Пакистанский президент прибывает в Москву спустя десять дней после того, как американский спецназ уничтожил в Пакистане Усаму бин Ладена, где он скрывался в безопасном убежище долгие годы. Однако Москва четко дала понять, что это никак не повлияет на ее отношения с Исламабадом.
«Россия полностью признает и высоко оценивает существенный вклад Исламской Республики Пакистан в усилия мирового сообщества» в борьбе с международным терроризмом, отметил российский посол в Пакистане Андрей Будник в статье, написанной спустя несколько дней после операции в Абботабаде.
Причина, по которой Россия отказалась подвергнуть Пакистан остракизму вместе с США, это Афганистан.
«Россия придает большое значение сотрудничеству с Пакистаном в вопросах афганского урегулирования», - написал Будник. Как объяснил посол, совершенно очевидно ссылаясь на США, такое сотрудничество основано на общем понимании того, что поиски мира в Афганистане «не должны быть прерогативой исключительно внешних игроков».
Ветеран российской дипломатии и востоковед Замир Кабулов, назначенный два месяца назад на утвержденную недавно должность специального представителя Кремля по Афганистану, немедленно заявил, что Москва «открыта для диалога» с теми членами движения «Талибан», которые готовы порвать с «Аль-Каидой». Россия определенно рассчитывает на то, что Пакистан будет содействовать такому диалогу. В ответ Москва обещает поддержать пакистанскую заявку на вступление в ШОС.
Пакистан вместе с другими странами, обладающими в ШОС статусом наблюдателя, «имеет все шансы стать полноправным членом данной организации», сообщил российский посол в Исламабаде.
Зардари в ответ предложил России «выход к теплым морям».
Созданы все условия для того, чтобы нынешняя встреча в верхах стала событием исключительной важности не только для российско-пакистанских отношений, но и для всего региона.