Париж - Французские законодатели начали во вторник обсуждение предложений запретить метод извлечения нефтяных и газовых запасов из сланцев из-за экологических опасений, подбрасывая первый серьезный камень преткновения для компаний, которые хотят использовать данную практику.
С тревогой следя за опытом Соединенных Штатов, где наблюдается настоящий бум сланцевого газа, даже члены правящей консервативной партии президента Николя Саркози выступили против данной практики, известной как гидроразрыв, при котором вода, песок и химикаты закачиваются глубоко под землю под давлением, чтобы высвободить рассеянные вместилища нефти и газа из плотных горных пород.
Гидравлический разрыв пласта или гидроразрыв - «это не то, что мы хотим использовать во Франции», - заявила на RMC Radio министр экологии Франции Натали Коссиуско-Моризе (Nathalie Kosciusko-Morizet).
«Сланцевый газ - такой же как и любой другой газ», - заявила Коссиуско-Моризе, которая в феврале о приостановке всех разработок в ожидании результатов исследования. «Что представляет собой проблемы так это используемая для его извлечения технология. Сегодня нет тридцати технологий, есть только одна технология извлечения сланцевого газа - гидроразрыв».
Даже без окончательных результатов исследования, которые ожидаются в июне, депутаты Национального собрания, как ожидается, одобрят запрет в среду. Затем закон будет направлен в сенат.
Защитники так называемых нетрадиционных способов добычи нефти и газа говорят, что разработка европейских сланцевых месторождений уменьшит зависимость континента от импорта. Сланцевые виды топлива только начали появляться на региональной энергетической повестке дня, но могут начать играть значительно большую роль во второй половине текущего года, когда Польша станет, по ротации, председательствующей страной в Евросоюзе. Поляки, с осторожностью и недоверием относящиеся к своей зависимости от России в плане газа, выступают за поиски и разработку сланцевых месторождений газа.
Гидроразрыв используется в Соединенных Штатах с 1990-х годов для извлечения и использования сланцевых слоев, которые энергопроизводители ранее считали практически бесполезными. Производство из таких скважин ныне обеспечивает примерно четверть всех поставок газа в Соединенных Штатах, способствуя снижению цен для потребителей. Но критика данной практики извлечения продолжает расти даже по мере ее дальнейшего распространения.
Документальный фильм об этой практике с критикой, под названием «Газовая страна» (Gasland), был в этом году номинирован на «Оскара», а разлив в Пенсильвании, случившийся у компании Chesapeake Energy, который загрязнил воду химикатами от гидроразрывов, кажется, подтвердил чьи-то наихудшие опасения.
Запрет, если будет введен, затронет разные компании, включая Hess Oil France, которая скооперировалась с французским подразделением Toreador Resources для осуществления разработок в районе Парижа; Vermilion Energy, канадскую компанию; Schuepbach Energy, компанию из Техаса, которая работает в союзе с Gaz de France; и Total, крупнейшую французскую нефтяную компанию.
Европа по крайней мере на десяток лет отстает от Соединенных Штатов в освоении сланцевых запасов, и никто даже не имеет точных данных о том, сколько там имеется нефти и газа, уж не говоря о том, сколько из них может быть извлечено с прибылью.
«Наша позиция не изменилась», - отмечается в заявлении Total. «Мы полагаем, что для страны будет неверно закрывать досье по сланцевому газу, даже не узнав, имеется ли он в государстве».
Hess Oil France, у которой есть лицензия на разведку нефти в парижском бассейне, в феврале уже через два дня должна была начать тестовое бурение, когда правительство объявило о приостановке работ, заявил в интервью исполнительный директор компании Марк Катрош (Mark R. Katrosh).
Г-н Катрош, который отметил, что низкий уровень производства в парижском регионе наблюдается уже десятилетиями, привел оценки, согласно которым Франция может обладать запасами в размере порядка ста миллиардов баррелей сланцевой нефти, из которых примерно 10 миллиардов являются извлекаемыми.
Обсуждая потенциальные объемы ресурсов, г-н Катрош заметил: «Мы сейчас говорим чисто гипотетически. Стране нужны дебаты по этому вопросу и она должна решить, видит ли она ценность в понимании того, каков потенциальный ресурс, и если да, то мы - одна из тех компаний, которая готова и хочет делать инвестиции для лучшего понимания этого, и готова продемонстрировать, что мы можем работать безопасно и с уважением к окружающей среде».
Представители промышленного сектора сохраняют оптимизм в отношении того, что общественное образование и политическая воля, а также экономическая логика в конечном итоге одержат победу. Они признают, что Европа нуждается в модернизации своей регуляторной системы для того, чтобы адаптироваться к технологии, и они говорят, что они ожидают того, что им придется адаптироваться к гораздо более строгим регулирующим нормам, чем в Соединенных Штатах.
Для нескольких сотен противников гидроразрыва, собравшихся у Национального собрания во вторник утром, никакой компромисс невозможен.
«На данный момент мы против всякого бурения», - говорит Лилиан Девилье (Liliane Devillers), президент Collectif Carmen, организации, которая, по ее словам, является группой, представляющей 16 «наиболее аполитичных» энвайронменталистских ассоциаций региона Пикардия к северо-востоку от Парижа.
«Никто не продемонстрировал нам, что это можно делать безопасно, а вся информация, которой мы располагаем, заставляет предполагать, что есть серьезный риск отравления подземных вод токсичными химикатами».