Растущая военная мощь Китая помогла Японии и России,погрязшим в давнем территориальном споре, оторваться от него и более дружественно посмотреть друг на друга, согласно американским дипломатическим документам, появившимся на сайте WikiLeaks.
Говоря о необходимости сближения России, Японии и остальной части Восточной Азии в региональных вопросах, сотрудник министерства иностранных дел Японии запросил американское посольство передать Вашингтону, что «провал в попытках сближения с Москвой может привести к стратегическому партнерству Москвы и Пекина, которое может привести к неблагоприятным результатам». В документе указано, что Акира Муто (Akira Muto), в то времяответственный за российское направление в Министерстве иностранных дел Японии, заявил, что «Япония надеется вставить клин между Россией и Китаем». Японский МИД отказался от комментариев по поводу публикации на сайте WikiLeaks, а российское посольство в Японии не ответило на звонки. В документе обобщаются впечатления Муто от нескольких встреч между российскими и японскими высокопоставленными чиновниками, которые проходили после противоречивого и неразглашенного испытания антиспутниковой ракеты Китаем в январе 2007 года, которые были встречены с настороженностью по всему миру.
Бывший японский премьер-министр Синдзо Абэ (Shinzo Abe) и его российский коллега Михаил Фрадков спустя месяц достигли соглашения о начале переговоров по сотрудничеству в сфере атомной энергетики и подписали соглашение о расширении экономического сотрудничества между двумя странами. В документе упоминается российское беспокойство по поводу китайских испытаний ракет, а также проблемы окружающей среды, особенно химическое загрязнение реки Амур. Россия уверена, что именно Китай виноват в загрязнении реки, которая начинается в Китае. В связи с тем, что баланс региональной безопасности изменился на востоке, Россия еще больше заинтересовалась соседями, считает Муто. 14 июня 2007 года в посольстве написали, что «согласно Муто, Россия начала пересматривать свои отношения с Японией в связи с повешением опасений в связи с активным развитием Китая». Это позволило сместить оценку отношений с исключительно экономических до вопроса безопасности. Именно данные изменения стали причиной чрезвычайно дружеских встреч с сотрудниками Кремля в первой половине 2007 года. Новое видение России, пусть и временно, включало в себя территориальный спор о четырех островах к северу от Хоккайдо, которые в России известны под именем Курильские острова, а в Японии – как Северные территории. Острова были заняты советскими войсками в концу Второй Мировой войны, но Япония до сих пор считает их своей территорией. «Чиновники в Токио были приятно удивлены, когда Путин не сказал ничего негативного об отношениях с Японией», -сообщается в документе о встрече президента Путина и премьер-министра Абэ во время проведения саммита Большой восьмерки в июне 2007 года. По мнению Муто, «во время переговоров Путин пообещал проинструктировать своих замов ускорить переговоры» о спорной территории.
Тем временем Япония утверждала, что не может пригласить Россию в Восточноазиатскую группу сама по себе, считая, что США со своим влиянием может помочь. «Главным пунктом было утверждение о том, что США и Япония должны избежать ощущения, что две страны сговариваются против России - они наоборот предлагают сотрудничество».
Но отношения Японии и России остаются прохладными. Президент Дмитрий Медведев стал первым лидером России или Советского Союза, посетивший спорные острова в ноябре 2010 года, возобновив территориальные споры, которые лишь усилились за последние месяцы. Но кажется, что страсти улеглись после трагедии 11 марта. Пока Муто работает в МИД Японии директором департамента по координации политического курса.