Грозный - Футбольный матч всех звезд в Грозном - последняя попытка президента Рамзана Кадырова показать, что республика восстановилась после войны.
Когда на чеченскую столицу спустилась ночь, рев и грохот достигли своего апогея. Над головой завис вертолет. Снайперы приготовили свои прицелы.
Десять лет назад все это было бы признаками войны. Прошлой ночью они свидетельствовали о том, что бывший нападающий «Ливерпуля» Робби Фаулер (Robbie Fowler) и легендарный аргентинский капитан Диего Марадона (Diego Maradona) приехали в город, чтобы сыграть в футбол.
В том, что запомнится как один из самых странных матчей в истории футбола, Чечня приняла у себя игру между командой самых великих игроков мира и командой российских и чеченских игроков, капитаном которой выступил чеченский лидер Рамзан Кадыров.
Время начала матча - 11 часов вечера. Среди приглашенных поиграть - бывший полузащитник «Ливерпуля» и мадридского «Реала» Стив Макманаман (Steve McManaman), бывший итальянский защитник Франко Барези (Franco Baresi), бывший французский голкипер Фабьен Бартез (Fabien Barthez), бывший португальский игрок Луиш Фигу (Luis Figo), и уже упомянутые Марадона и Фаулер. Бывший полузащитник выигравшей чемпионат мира сборной Франции Зинедин Зидан (Zinedine Zidane) опроверг сообщения о том, что он тоже должен был играть.
Матч стал последней попыткой Кадырова доказать, что республика, которую он превратил в свою персональную вотчину, полностью восстановилась, оправилась от последствий войны. Теперь он призвал самые громкие имена мирового футбола на свои игры, пытаясь смыть с себя репутацию международного изгоя, которая сопровождает его из-за страшных нарушений прав человека, которые имели в республике место под его руководством.
Проиграв в матче всех звезд бразильской стороне два месяца назад, Кадыров заверил, что этот матч принесет славу Чечне. «Мировая команда» демонстрировала вялый и апатичный футбол, позволяя пасам проходить мимо и исчезать из виду, когда мяч был у коренастого и тяжеловесного Кадырова. Они забили два гола в первые 18 минут 40-минутного матча, лишь для того, чтобы проиграть 5-2 в конце. Все голы чеченской стороны, кроме одного, были забиты при помощи голевого паса, отданного Кадыровым, сердечно отметил диктор. Болельщики практически не замечали западных игроков, бешено аплодируя, когда мяч был у Кадырова, и крича «Рамзан, Рамзан!» в течение всего матча. Было ощущение, что создание имиджа Чечни было вторичной целью: построив стадион высшего класса, Кадыров просто хотел поиграть в футбол со своими друзьями и просто пригласил присоединиться нескольких глобального уровня суперзвезд.
В перерыве между таймами собравшихся развлекал почти такой же звездный, как и легенды футбола на поле, исполнитель R&B Крэйг Дэвид.
Снаружи стадиона полиция использовала против волнующихся болельщиков дубинки, пытаясь сдержать толпу в десятки тысяч челочек. Как минимум, одна девушка упала в обморок и была унесена в безопасное место.
Примерно тридцати тысячам человек было позволено пройти на блестящий новенький стадион, который открылся в среду на замену разрушенному в 2004 году, когда в результате взрыва бомбы на том самом стадионе погиб отец Рамзана Кадырова Ахмад Кадыров. Новый стадион, который станет домашней площадкой для местного клуба «Терек» (Грозный), украшен огромными плакатами с изображением Ахмада Кадырова и Владимира Путина, российского премьер-министра. «Люди здесь давно забыли, что существует Дмитрий Медведев», - говорит Абдулла, работающий возле стадиона водитель, объясняя отсутствие портрета российского президента.
Фанаты были одеты в майки с изображением Кадырова и размахивали огромными флагами, прославляя Путина, Кадырова и правящую партию «Единая Россия».
Атмосфера в воздухе напоминала скорее политическую демонстрацию чем спортивное мероприятие.
«Спасибо нашему национальному лидеру Владимиру Путину», - заявил Кадыров, открывая пятичасовое мероприятие, которое также включало в себя выступление итальянского эстрадного певца Тото Кутуньо и чеченских национальных танцевальных коллективов. Завершалось действо вечерним футбольным матчем.
Болельщики наполнили облачное небо над Грозным оглушительными ура, шумом и грохотом. «Это так здорово, - говорит Магомед Жвахалов, 17-летний студент на трибунах. - Я горжусь «Тереком» и нашим президентом». Он ничего не знал о звездах, приглашенных на матч. «Я думаю, они просто старые футболисты?»
Чеченская футбольная звезда засияла с приобретением голландской легенды Рууда Гуллита (Ruud Gullit), с которым заключили контракт на тренировку клуба «Терек» в январе. С тех пор Кадыров завесил Грозный плакатами, рекламирующими заслуги футбола: «Футбол объединяет мир!» и «Спорт несет мир в Чеченскую республику!»
Он никогда не говорил, откуда поступают деньги. После матча в марте, где он выступал капитаном чеченской стороны в матче с бразильскими звездами, среди которых были Кафу и Ромарио, он заявил, что бразильским игрокам не заплатили ни копейки, и они играли в Грозном «из уважения» к чеченскому народу.
У кого-то может возникнуть вопрос, зачем таким имеющим мировую славу игрокам как Марадона или Фаулер отправляться в далекую поездку в один из самых нестабильных уголков мира без серьезного финансового возмещения.
Чеченское правительство заявило, что игра была частично спонсирована компанией Dagmara Trading, базирующейся в Швейцарии фирмой, владельцем которой является кулуарный чеченский бизнесмен Булат Чагаев, близкий помощник Кадырова.
Были слухи о том, что после матча должна была пройти большая вечеринка, которая, вероятно, понравится Фаулеру, Макманаману и Бартезу. Хотя Кадыров известен любовью к шикарным и разгульным празднествам, с бурными танцами и осыпанием гостей дождем из денег, в республике он поддерживает неуклонно строгие нормы ислама, препятствуя распространению алкоголя и работе ночных клубов. Женщин, которые ходят по городу без платков/хиджабов, сотрудники служб безопасности обстреливают из маркеров.
Ничего не было сказано о том, втягивали ли футболистов в партнерство, которое могло бы ассоциироваться с человеком, жестко и постоянно критикуемым за нарушения в области прав человека в связи с похищениями, казнями и пытками, которые имеют место в его республике. После бразильского матча в марте Гуллит заявил журналистам, что он не хотел бы думать об этом. «Мне следует заботиться исключительно о футболе, а остальное меня не касается», - сказал он.