Ситуация для российского энергетического гиганта «Газпрома» складывалась как нельзя лучше еще до того, как в выходные дни пришла новость о том, что над одной из самых острых баталий в каспийской большой игре может опуститься занавес, и что Москва в этом сражении побеждает.
В апреле Газпром увеличил объем своих газовых поставок в Европу более чем на 21% по сравнению с апрелем прошлого года. В 2011 году его общий объем доходов от экспорта может достигнуть умопомрачительного показателя в 72,4 миллиарда долларов. Предвидя рост поставок в Европу, российская компания начала реализацию планов по увеличению емкости своих подземных хранилищ почти в два раза. В 2015 году их объем должен составить около 4,9 миллиарда кубометров, а уже в следующем – 6,5 миллиарда кубометров.
Газпром является оператором газовых хранилищ в Австрии, а также арендует емкости для хранения в Британии, Франции и Германии. Эта работа проводится в ожидании крупного увеличения поставок российского газа по новым трубопроводным системам «Северный поток» и «Южный поток», которые войдут в строй в недалеком будущем.
Увеличение объемов хранения в Австрии обеспечит рынки в Словении, Хорватии, Словакии, Венгрии, Германии и Италии. Новое газовое хранилище «Катрина», которое Газпром сооружает в рамках совместного предприятия с компанией VNG в Германии, будет обеспечивать экспортные поставки газа западноевропейским потребителям. Газпром построил еще одно газовое хранилище в партнерстве с Сербией, которое предназначено для обеспечения газового экспорта в Сербию, Боснию-Герцеговину и Венгрию. Разработка технико-экономического обоснования ведется по аналогичным совместным проектам газовых хранилищ в Чехии, Франции, Румынии, Бельгии, Британии, Словакии, Турции и Греции.
В связи с этим «газовая карта» Европы, сформировавшаяся в основном в советскую эпоху, наверняка претерпит глубочайшие изменения. Закрепление России на позициях доминирующего и превосходящего всех остальных поставщика энергоресурсов (сегодня она обеспечивает более 41% газовых потребностей Европы) наверняка приведет к трансформации отношений между Востоком и Западом в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также станет ключевым фактором в политике трансатлантизма Соединенных Штатов.
Задвигая Nabucco
Если хорошие новости начинают приходить, то приходят они пачками. Последняя ободряющая новость для Газпрома заключается в том, что газопровод Nabucco, ставший излюбленным проектом США в их каспийской энергетической дипломатии, нацеленной на снижение европейской энергозависимости от России, потерпел серьезную, а может быть, и фатальную неудачу.
Исполнительный директор Nabucco Gas Pipeline International Райнхарт Митшек (Reinhard Mitschek) заявил недавно, что проект откладывается до 2017 года – то есть, его осуществление начнется на три года позже, чем планировалось изначально. Строительные работы будут отложены на год, то есть как минимум до 2013 года. Митшек нарисовал очаровательную в своей неопределенности картину, заявив, что газ пойдет по трубам, «как только появятся твердые указания на наличие обязательств по поставкам газа».
Согласно замыслу Nabucco, по трубопроводу длиной 3900 километров газ должен подаваться из Турции в Австрию. Объем перекачиваемого с Ближнего Востока и из Каспийского региона на рынки Европы природного газа должен составить 31 миллиард кубометров в год. Трубопровод должен пойти в обход России через Болгарию, Румынию и Венгрию к распределительному центру под Веной. Далее газ будет распределяться по странам Евросоюза. В консорциум Nabucco входят немецкая энергетическая компания RWE, австрийская OMV, венгерская MOL, турецкая Botas, болгарская Energy Holding of Bulgaria и румынская Transgaz.
Перенос сроков реализации проекта наверняка приведет к повышению его стоимости. Еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер (Guenther Oettinger) предупреждает, что затраты могут увеличиться до 21,4 миллиарда долларов, в то время как ранее оценочная стоимость Nabucco составляла около 11,2 миллиарда долларов. Аналогичные прогнозы по увеличению затрат делает и ВР. Резкое увеличение стоимости ставит большой знак вопроса на рентабельности проекта.
Но главная загвоздка заключается в том, что газа для заполнения трубы нет. Резервные объемы Туркмении для подачи в систему Nabucco по-прежнему под большим вопросом, поскольку Ашхабад не может проводить самостоятельную энергетическую политику в ущерб российским интересам. Иран мог бы стать идеальным источником для заполнения трубы Nabucco, но его противостояние с США исключает такую возможность. Таким образом, единственная и оптимальная надежда Nabucco возлагается на газовые поставки с азербайджанского месторождения Шах-Дениз-2, эксплуатация которого может начаться в 2017 году.
Это газовое месторождение Азербайджана с запасами в 1 триллион кубометров разрабатывает консорциум во главе с ВР и норвежской государственной нефтяной компанией Statoil. Добыча на месторождении Шах-Дениз-1 началась в 2006 году, и там ее объем составляет максимум 8,6 миллиардов кубометров в год. На втором участке добыча с момента ввода его в эксплуатацию в 2017 году должна составить 16 миллиардов кубометров газа ежегодно.
Однако сегодня появились два конкурирующих претендента на азербайджанский газ. Это газопроводные проекты Interconnector Turkey-Greece-Italy (ITGI) и Трансадриатический трубопровод (TAP). Турция также надеется закупать газ с месторождения Шах-Дениз-2 напрямую. На прошлой неделе она подписала с Азербайджаном соглашение о покупке 6 миллиардов кубометров газа со второго участка газового месторождения Шах-Дениз в 2017 году.
Безусловно, неудача Nabucco выгодна России. Nabucco против «Южного потока» - это была одна из самых острых баталий в большой игре на Каспии. По своей важности она уступала, пожалуй, лишь трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, который администрация Билла Клинтона «продавила», несмотря на сопротивление России. Турция в то время действовала заодно с США, но сейчас Анкара и Москва тесно сотрудничают в области энергетики.
У Газпрома праздничное настроение, потому что в сравнении с Nabucco проект «Южный поток» продвигается вперед на всех парусах. По этому 900-километровому газопроводу, который проложат по дну Черного моря, можно будет перекачивать 63 миллиарда кубометров газа в Центральную и Южную Европу. Проект может быть реализован к концу 2015 года.
«Южный поток» и «Северный поток» (также носящий название Nord Stream), это детища и завоевания российского премьер-министра Владимира Путина. Они станут его жизнестойким наследием, залогом развития российской экономики и возвращения России на мировую арену. Он проталкивал переговоры с европейскими партнерами едва ли не в одиночку. Решающий момент для «Южного потока» настал в марте, когда свое согласие на участие в проекте дала энергетическая дочерняя компания немецкого химического гиганта BASF Wintershall. Корпорации BASF в «Южном потоке» будет принадлежать 15%.
На церемонии подписания соглашения в Москве Путин сказал: «Этот шаг говорит о стабильности, и он крайне важен для всего энергетического рынка». Премьер приветствовал поддержку этого рынка со стороны Германии, в том числе, «позицию канцлера Ангелы Меркель». «Германская связь» России это почти исключительно изделие ручной работы Путина, результат его неустанной дипломатии. Wintershall также владеет 15,5% акций «Северного потока», который связывает подводной балтийской трубой Россию и Германию. А E.ON Ruhrgas является партнером Газпрома в сооружении этого трубопровода.
Можно ожидать, что Россия теперь займет позицию для стрельбы и раз и навсегда похоронит Nabucco, заключив в предстоящие два года новые контракты на дополнительные поставки газа в Европу. «Южный поток» и «Северный поток» теперь наверняка внесут изменения в энергетическое уравнение между Россией и европейскими странами.
США сплачивают «новых европейцев»
«Южный поток» пойдет в обход Украины, а «Северный поток», запуск которого ожидается в октябре, исключает из своего транзитного маршрута Польшу. В геополитическом плане Россия может теперь вести переговоры с Польшей и Украиной с позиции силы, поскольку ее зависимость от двух этих весьма темпераментных стран в вопросе стратегических энергопоставок в Европу существенно снижается.
Тем временем, «Южный поток» возвращает Россию в качестве активного игрока на шахматную доску Балкан (Соединенные Штаты лишили Россию этой роли, расколов на части бывшую Югославию). Европа теперь столкнется с трудной задачей по реализации своих планов сокращения газовых закупок из России. А «Северный поток», конечно же, поднимет российско-германские стратегические связи на качественно новый уровень партнерства.
«Южный поток» и «Северный поток» превратили в пошлость и общее место политику США по подогреванию скрытого чувства антипатии центральноевропейских стран в отношении России, которую Вашингтон проводит с конца 1990-х годов. В конце месяца президента Барака Обаму ждут с визитом в Варшаве. Лондонская Telegraph сообщила во вторник, что Обама подтвердит свое намерение разместить самолеты F-16 в Польше, что станет прямой гарантией безопасности со стороны США в дополнение к членству Варшавы в Организации Североатлантического договора.
В Варшаве Обама должен провести встречу в верхах с президентами стран Центральной Европы. Очевидно, что Соединенные Штаты запускают центральноевропейский вектор в своей политике в отношениях с государствами, которые министр обороны Джорджа Буша Дональд Рамсфелд как-то назвал «новыми европейцами». Это своего рода противовес энергетическому усилению России в Европе.
Выступая со знаковой речью в Братиславе в марте месяце, заместитель госсекретаря по европейским и евразийским делам Филип Гордон (Philip Gordon) сказал, что центральноевропейский регион как блок «играет важнейшую роль партнера Соединенных Штатов в продвижении демократии и стабильности в Европе, но его вклад выходит далеко за пределы европейских границ… Усилия по налаживанию сотрудничества с Россией ни в коем случае не ограничат возможности США и НАТО по развертыванию системы противоракетной обороны и других систем коллективной безопасности… весь тот прогресс, который был достигнут в ходе так называемой перезагрузки с Россией, ни в коем случае не ущемляет интересы ни одного нашего союзника… мы работаем в тесном взаимодействии с Европой по всем важным вопросам, как международным, так и внутриевропейским… [а] Центральная Европа играет важнейшую роль в продвижении этих планов».
Конечно, Соединенные Штаты понимают, что энергетика это тот рычаг, при помощи которого Россия подрывает американскую стратегию. Поэтому Америка тоже держит в рукаве несколько козырей. Она активно строит терминалы сжиженного природного газа, чтобы к 2015 году начать экспорт американского газа на зарубежные рынки, где его можно продать дороже. При этом Европа является ее главной целью. Дело в том, что США выходят на уровень самообеспеченности по газу. В прошлую пятницу Financial Times опубликовала сенсационный доклад о возможных сдвигах в энергетической политике благодаря потенциальным запасам сланцевого газа в Европе, которые могут кардинально изменить картину поставок, приведя к сокращению зависимости от России и стран Ближнего Востока.
Однако это слишком поспешные и преждевременные мысли, вызванные неизбежной перспективой мощной зависимости Европы от российских энергопоставок на все обозримое будущее. Чтобы начать добычу из нетрадиционных источников, таких как месторождения сланцевого газа, и сделать ее реальностью для европейского рынка, надо решить массу проблем и преодолеть огромное количество препятствий.
Financial Times пишет: “Сланцевый газ находится в горных породах на большой глубине, составляющей тысячи футов. Высвободить его можно за счет дробления этой породы водой, подаваемой под большим давлением. Эта технология носит название гидроразрыв пласта. Жидкость и другие компоненты, такие как песок, подаются под давлением в буровую скважину, чтобы высвободить газ из слоев скальных пород. Самую серьезную обеспокоенность у экологов вызывает воздействие такой технологии на уровень грунтовых вод».
В отличие от США в Европе нет детальных и заслуживающих доверия результатов геологических исследований, в связи с чем довольно трудно оценить запасы сланцевого газа.
С любой точки зрения вырисовывается следующая картина. Сторонники Nabucco стоически приспосабливаются к реалиям все более неустойчивого мирового энергетического рынка, на который оказывает свое воздействие множество самых разных факторов, таких как перспективы добычи сланцевого газа, беспорядки на Ближнем Востоке и, конечно же, цунами-убийца в Японии, которое поставило знак вопроса на атомной энергетике. И все эти факторы играют на руку России. Европейцы понимают, что лучше держать в руках русскую синицу, чем мечтать об американском журавле в небе.
М. К. Бхадракумар 29 лет проработал кадровым дипломатом в индийском внешнеполитическом ведомстве. Он был послом Индии в Узбекистане (1995-1998 гг.) и в Турции (1998-2001 гг.).