После двух сроков президентского правления, характеризовавшегося наведением порядка в России, Владимир Путин –в соответствии с конституционными нормами своей страны- отошел на полшага в сторону и в 2008 году привел к власти Дмитрия Медведева.
Он сделал это со свойственной ему твердостью, без каких-либо потрясений и беспорядков. Не намереваясь уходить с политической арены, Путин занял кресло премьер-министра и исполняет свои обязанности без каких-либо рывков, в рамках уже иной демократии, которая с известной долей цинизма определяет себя как «управляемую демократию». С тех пор во главе России стоят два лидера, или политический тандем, который работает относительно хорошо. Настолько хорошо, что результаты опросов общественного мнения свидетельствую о том, что деятельность обоих руководителей одобряют 50% опрошенных. Однако вокруг них образуется типичный «кризис легитимности», который не может не вызывать беспокойства.
Поэтому ситуация, возможно, начала усложняться. Неожиданно выясняется, что Дмитрий Медведев стал вести себя более напористо, чем обычно. Это указывает на то, что он намерен выставить свою кандидатуру на второй президентский срок на выборах, которые состоятся в будущем году. Не будем забывать, что к этому времени Владимир Путин уже будет обладать юридическим правом на то, чтобы также претендовать на президентское кресло.
В ходе недавнего интервью китайскому телевидению Медведев ясно дал понять, что «не исключает повторного выдвижения своей кандидатуры на пост президента». Это не очень-то неожиданное заявление следует рассматривать в контексте других подобных сигналов, а именно, выступлений, указывавших на его стремление добиться большей независимости. Например, в сентябре прошлого года Медведев пошел на определенный политический риск и отправил в отставку всемогущественного (до того момента) мэра Москвы Юрия Лужкова.
С того момента нынешний президент стал периодически внедрять мысль о том, что именно он является символом тех «перемен», которые необходимы России, справедливо подчеркивая, что «страны, которые не меняются, остаются навсегда привязанными к своему прошлому».
Несколько недель тому назад Медведев сделал очередной ход, нацеленный на то, чтобы убрать с дороги возможных политических противников, а именно, заставил нескольких наиболее преданных Путину людей отказаться от достаточно доходных должностей в советах директоров государственных компаний. Среди них стоит упомянуть президента крупнейшей государственной компании «Роснефть» Игоря Сечина, ближайшего соратника Путина и одного из наиболее значительных противников Медведева.
В дополнение ко всему, неожиданно Путин публично выступил против военной решения ООН о применение военной силы против Ливии. Медведев открыто сделал ему замечание, назвав подобные заявления «неприемлемыми».
Путин же предпочел не отвечать. И все же именно он по-прежнему остается той ключевой фигурой, от которой зависит решение относительно кандидатуры будущего президента. Популярность Путина достигает 51%, а Медведева – лишь 46%. И все же в атмосфере чувствуется какая-то напряженность.
Россия все еще испытывает на себе последствия экономического спада 2008-2009, однако окружение обоих потенциальных кандидатов на высшую государственную должность уже начало исподволь прощупывать позиции друг друга. Хотя это все происходит в определенных рамках, без проявлений какой-либо открытой агрессивности. Эту пока еще не слишком явную борьбу Михаил Горбачев назвал «малопривлекательным спектаклем». Хотя противоборство на данный момент практически незаметно и, можно сказать, ведется чуть ли не джентльменскими методами.
Как считает Горбачев, в России настало время покончить с политическими и экономическими интересами, которые «управляют» развитием демократии в стране и решительно открыть экономику, высвободив весь ее потенциал. А это потребует того, чтобы Путин, которого отождествляют с авторитарным централизмом, дал дорогу более молодому политическому классу, способному дать толчок политическому и экономическому развитию, в котором так нуждается страна.
Все указывает на то, что Медведев рассматривает эту возможность. И уже начал готовиться к схватке за власть, которая, если судить по срокам проведения выборов, уже не за горами. Никто ни с кем еще ни о чем не договорился и уж тем более не решил. Поэтому мы наблюдаем лишь легкую зыбь. Напряженность пока еле чувствуется, но она может усилиться уже в декабре, когда состоятся выборы в Государственную Думу. А вдруг прокремлевская «Единая Россия» потеряет две трети мест в нижней палате парламента, которыми она сейчас обладает. Исключать этого нельзя.
Эмилио Х. Карденас - бывший полномочный представитель Аргентинской Республики при ООН