Вот неудобная правда для тех консервативных сил, которые требуют сильных и твердых действий США против Пакистана. Пакистанское двурушничество, который вроде бы действовал в качестве союзника США в войне с джихадом, но одновременно укрывал Усаму бин Ладена, Муллу Омара, правящую шуру (совет) афганских талибов в Кветте и тысячи отдельных талибов, действительно, приводит в ярость. Кроме того, это очень в интересах Пакистана.
Пакистану случилось существовать в очень сложном окружении. Двуличность и двойственность для него - единственный способ выжить: Индия к востоку, Иран к западу, Китай и Россия к северу. И надо всеми ними - злая Америка.
Географические соображения (это не неудобная правда, она-то появляется буквально за минуты) не особо упоминались в болтовне и криках в блогах и на кабельных каналах. Но ни у одного из них нет неудобной правды.
Давайте назовем ее 800-фунтовой гориллой.
Убрать эти 3,5 миллиарда долларов помощи. Билл О’Рейли (Bill O'Reilly) из FoxNews сказал Карлу Роуву (Karl Rove) в понедельник вечером. Скажите им, что мы хотим Муллу Омара или еще кого-нибудь! По мере того, как спор становился все более горячим, он по-прежнему выглядел в высшей степени неудовлетворительным. Ни один из джентльменов не упомянул о 800-фунтовой горилле в комнате, которая страшно ограничивает возможности США в вопросах давления на Пакистан.
Вместо этого они просто ходили вокруг да около.
Конечно, господин Роув знает о горилле. А если господин О’Рейли читает Wall Street Journal, который, как и FoxNews, принадлежит News Corporation Руперта Мердока, то он тоже об этом знает. Без гориллы вся дискуссия прошлым вечером была напыщенной и неестественной.
Президент Обама также знает про 800-фунтовую гориллу. Но он не упомянул о ней в своем интервью в «60 минут» воскресным вечером. Так что никто не говорит прямо.
Да, Карл: Пакистан это не чей-то слабый игрок или легко преодолимое препятствие. Это страна с населением в 170 миллионов человек, очень густонаселенная.
Да, Билл: Пакистан играет в двойную игру. На самом деле, он даже играет в тройную, но до этого мы еще дойдем. Пакистанский посол, действительно, является совершенным воплощением максимы, которая гласит, что дипломат - это джентльмен, которого посылают за границу, чтобы лгать для своей страны.
Да, Билл: Политическая культуры Пакистана слаба и коррупционна. Пакистан управляется армией (которая не раз брала власть в результате переворотов) дольше, чем был период гражданского правления.
Да, Карл: Пакистан - ядерное государство. Они - единственная мусульманская страна, у которой есть Бомба. У них также есть - хотя их точность до конца не известна - воздушные и ракетные средства доставки.
Да, Билл: Пакистанские лидеры, и с полным основанием, параноидально настроены по отношению к Индии. С момента разделения Британской Индии в 1948 году на Пакистан, Бирму (Мьянму) и Индию, Пакистан провел с Индией четыре войны. И каждый раз проигрывал.
В результате индийско-пакистанской войны 1971 года то, что раньше было Восточным Пакистаном - Бенгалией - стало независимым государством Бангладеш. Им также не нравится то, что индийская армия делает с мусульманским большинством в Джамму и Кашмире.
Да, Карл: в результате пакистанское руководство хочет контролировать тех, кто правит в Кабуле, чтобы обеспечить Пакистану «стратегическую глубину проникновения» в отношениях с Индией.
Мы знаем все это. Но ни один из этих факторов не является тем, который ограничивает американские действия в отношении Пакистана. Это нечто иное.
Проблема в том, что у Пакистана есть еще одна ведущая держава, ухаживающая за ним и делающая ему реверансы, которая с удовольствием стала бы новой лучшей подругой Пакистана. И она не теряла времени, делая свой шаг - фактически, все дело свершилось за три недели до того, как мы взяли бин Ладена.
800-фунтовая горилла это Китай. Как сообщалось 27 апреля на первой странице Wall Street Journal, премьер-министр Пакистана 16 апреля заявил президенту Афганистана Хамиду Карзая на встрече лицом к лицу в Кабуле, что он должен отправить американцев (и индийцев) паковать пожитки. Давай действовать сообща, сказал премьер-министр Гилани Карзаю. Китай наш союзник.
Издание The Times of India сообщает, что Китай - единственная крупная держава, выступающая на стороне Пакистана в его нынешней затруднительной ситуации.
Другими словами, это снова Большая игра. Китай сейчас играет ту же роль, которую уже однажды сыграла в XIX и в начале XX века имперская Россия, а с 1979 по 1991 играл Советский Союз. Китай хочет получить крупную военно-морскую базу в Индийском океане. Пакистан это именно то, о чем они в Пекине думают.
Как детально рассказывает Роберт Каплан (Robert Kaplan) в своей книге «Муссон: Индийский океан и будущее американской власти» (Monsoon: the Indian Ocean and the Future of American Power), вышедшей в 2010 году, Китай и Пакистан несколько лет назад подписали соглашение о создании совместного предприятия по строительство глубоководного порта в месте под названием Гвадар. Он идеально расположен для китайских целей. Гвадар - это старый контрабандный порт в мятежной пакистанской провинции Белуджистан. Он расположен прямо к востоку от Ирана, на Аравийском море, неподалеку от входа в Персидский залив.
Глубоководный порт и новый двухполосный хайвей, связывающий Гвадар с основным портом Пакистана в Карачи, уже завершены. Однако Пакистан - снова двойная игра! - отдал порт в лизинг Сингапуру.
Стало ли несдержание обещания Китаю Пакистаном результатом американского влияния? Бритва Оккама и принцип «кому выгодно» оба говорят, что да. Конечно, это было выгодно нам.
По сообщениям, Китай сейчас имеет пост перехвата информации в Гвадаре. Однако журналист Guardian, который посетил Гвадар в прошлом месяце, не смог подобраться достаточно близко, чтобы увидеть, что действительно там происходит. Конечно, спутники-шпионы ЦРУ следят за всеми деталями происходящего.
Роберт Каплан говорит, что китайцы в конечном счете захотят иметь современный хайвей, соединяющий Гвадар с Каракорумской дорогой (Karakorum Road), которая ведет в Китай. Если появится возможность транспортировать нефть из Персидского залива в Китай по этому хайвею (или, возможно, в конечном счете по трубе), Китай может ощутимо сократить маршрут для своих энергетических поставок (и заодно защитить их). Китайская авианосная ударная группа, действующая в раойне Гвадара, также перевернет текущий стратегический баланс сил в Индийском океане, одновременно дав Пакистану защиту от Индии.
Китайские адмиралы, можно свободно допустить, читали Адмирала Мэхэна. У Китая не было океанского флота с XV века. Сейчас они создают таковой.
А что касается предложения Пекина заменить собой США в качестве источника тех самых 3,5 миллиардов долларов военной помощи для Пакистана, плюс обеспечить реализацию крупных строительных проектов и привнести инвестиции, а возможно, даже и заключить взаимное оборонное соглашение, то в условиях, когда оно еще не лежит на столе у премьер-министра Гилани, с его стороны было определенно опрометчиво и неразумно делать заявления, подобные тем, что он сделал афганскому президенту. С тех пор как жена Гилани Беназир Бхутто была убита (предположительно, талибами), когда проводила кампанию по избранию на пост премьера, я не думаю, что Гилани вообще способен делать что-либо опрометчиво.
Восточный базар открыт для бизнеса, и все продается.
Пакистанцы могут говорить нам, чтобы мы шли к черту. А если мы надавим слишком сильно, придут китайцы. Поэтому лучше использовать пакистанское «замешательство» для усиления рычагов нашей позиции в Исламабаде, укрепления тех сил в пакистанском правительстве и в военной среде, которые дружественно настроены по отношению к Соединенным Штатам. Немножко подкрепить аргументацию деньгами. Вывести некоторых людей из тени. Использовать те самые беспилотники Predator.
И, самое важное - продолжать удерживать Китай и его растущий и крепнущий флот вдали от Индийского океана и Персидского залива.