Попытки президента Дмитрия Медведева искоренить «правовой нигилизм» и укрепить власть закона (включая внесенное им во вторник предложение о придании гласности переписке с судьями) пока не помогли сократить огромное количество дел, рассматриваемых в британских арбитражных судах.
Бежавший из России миллиардер Борис Березовский, участвующий более чем в 20 судебных спорах в России и Британии, считает, что реформировать российские суды невозможно, а также заявляет, что английские суды дают больше шансов на торжество справедливости.
«Английские суды практически безупречны», - заявил Березовский Moscow Times. А в России «Путин решает, как должно быть», добавил он.
Его энтузиазм не иссяк даже после того, как британский суд вынес в конце прошлой недели постановление, в котором говорится, что Березовский должен обнародовать записи бесед между его бывшими адвокатами и ныне покойным партнером. В данном случае Березовский требует возмещения ущерба от Романа Абрамовича в размере почти четырех миллиардов долларов. Ссыльный бизнесмен обвиняет Абрамовича в том, что он при поддержке Кремля вынудил его продать ключевые активы в таких компаниях как «Сибнефть» и «Русал» по бросовым ценам. Суд должен начаться в октябре.
Березовский и Абрамович это, пожалуй, самые известные российские бизнесмены, пользующиеся услугами британских судов в попытке добиться справедливости. Но они далеко не единственные.
Экономика России и других стран СНГ продолжает развиваться, но доверие к местному судоустройству и верховенству закона остается в целом низким. Поэтому в британских судах и арбитражных трибуналах дела о мошенничестве и прочие коммерческие споры из бывшего Советского Союза рассматриваются все чаще.
Количество дел из России и стран СНГ «увеличивается постоянно», говорит Стивен Филиппсон (Steven Philippsohn) из ведущей адвокатской конторы по борьбе с мошенничеством PCB Litigation. «Прошлый год был более загруженным, чем предыдущий».
С января в Лондонский суд международного арбитража было подано 17 заявлений о рассмотрении дел, касающихся России и СНГ. Этот негосударственный арбитражный трибунал рассматривает большую часть дел из бывшего Советского Союза. В 2000 году таких дел было семь.
Официальной статистики по британским судам не ведется, но Филиппсон говорит, что более половины всех дел, рассматриваемых в коммерческом подразделении Высокого суда Британии, имеет отношение к России и другим странам СНГ.
«Это превратилось в тенденцию … поскольку российский бизнес все больше интегрируется в международную торговлю, где применение английских законов это обычное дело, - говорит секретарь Российско-Британской юридической ассоциации Руперт Д’Круз (Rupert D’Cruz). – Значительная часть резонансных дел, в которых фигурируют большие деньги, относится к русскоязычным клиентам».
Иск казахстанского БТА Банка к его бывшему руководителю Мухтару Аблязову стал одним из самых громких дел о мошенничестве из числа находящихся на рассмотрении в Коммерческом суде Британии в 2011 году. Сумма поданных против Аблязова исков составляет более 4 миллиардов долларов, а в процессе участвуют более 50 юристов. Обычно по одному делу работает пять или шесть юристов.
Рост числа дел из России и СНГ вызывает приятное возбуждение из-за фигурирующих в них сумм и эпизодов, зачастую напоминающих сценарий какого-нибудь боевика-блокбастера про русскую мафию.
В одном из последних дел сумма искового требования составляет 500 миллионов долларов. Суть его такова: была поймана беременная женщина, игравшая роль приманки для одного магната из Центральной Азии, обвиненного в мошенничестве. Она якобы пыталась тайком вынести из его шикарной лондонской резиденции портфель-дипломат с небольшим ноутбуком, в котором были компрометирующие финансовые материалы.
В поисках русскоязычных экспертов
Чтобы справиться с растущим спросом, адвокатские конторы в Англии нанимают юристов, говорящих на русском языке либо хорошо знающих особенности бизнеса в России и странах СНГ.
Общей характеристикой коммерческих сделок, относящихся к бывшему Советскому Союзу, является расчет на личные связи и весьма изощренные и тщательно продуманные финансовые и коммерческие операции с привлечением оффшорных компаний и третьих сторон.
В каждой авторитетной адвокатской конторе сегодня есть специалист по России, говорит Д’Круз.
Четыре из восьми адвокатов PCB Litigation в группе по рассмотрению дело о мошенничестве занимаются Россией и СНГ. Шесть лет тому назад их было только двое.
В адвокатской фирме Stevenson Harwood экспертов по России и СНГ как минимум 50, и это в два с лишним раза больше, чем 10 лет назад, говорит адвокат Питер Беннет (Peter Bennett).
Компания Byrne & Partners, специализирующаяся на России и СНГ, утроила свой штат по сравнению с 2003 годом.
«Конечно, тот рынок, на котором мы работаем, очень оживленный», - говорит юрист из Byrne & Partners Аластер Шо (Alastair Shaw).
В 2008 году в составе Российско-Британской юридической ассоциации, ставшей преемницей Советско-Британской юридической ассоциации, было 17 членов. Сейчас в этой организации 350 адвокатов, следователей и прочих профессионалов.
Littleton Chambers, являющаяся ведущей коллегией судебных адвокатов-барристеров в Лондоне, в конце прошлого года создала первую группу барристеров, занимающуюся исключительно процессами и арбитражем по делам СНГ, говорит основатель этой группы Д‘Круз.
Добротное британское законодательство
Британское законодательство давно уже пользуется популярностью в контрактах. Бизнесмены международного уровня ценят его за ясность, надежность, гибкость и беспристрастность.
На протяжении последнего десятилетия английское законодательство все чаще используется в арбитраже по коммерческим контрактам России и СНГ, связанным со слияниями и поглощениями, а также с банковскими операциями.
Дела рассматриваются в Лондонском суде международного арбитража, в Британском коммерческом суде и в Международном коммерческом суде.
«За последние 10 лет английское законодательство стало предпочтительной совокупностью правовых норм по крупным коммерческим сделкам», - говорит Тимоти Стаббс (Timothy Stubbs), возглавляющий банковское и финансовое подразделение в международной юридической фирме Salans.
«Это как «Мерседес-Бенц» в юридической практике», - отмечает он.
Россия стала правопреемницей Советского Союза как государство-участник Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, также известной как Нью-Йоркская конвенция 1958 года (UNCITRAL). Поэтому российские суды обязаны признавать и приводить в исполнение постановления иностранных арбитражных судов.
Хотя такие постановления приводятся в исполнение не всегда, этот международный мандат, по крайней мере, дает основания для дальнейших правовых действий.
Решение иностранного суда, не обладающего правом международного арбитража, не обязательно для исполнения российским судом, а следовательно, шансов на его приведение в действие меньше.
В дело вступают шведские адвокаты
Хотя большая часть таких дел рассматривается в Лондоне, данное явление носит международный характер. Дела из России и СНГ также рассматриваются в Стокгольме, Нью-Йорке, Женеве и Париже.
«Русскоязычные клиенты это жирный кусок пирога для английских юристов, - говорит основатель международной адвокатской фирмы «Маркс и Соколов» Сергей Соколов. – И это происходит везде, во всех странах».
После Швеции Россия устойчиво занимает второе место по количеству дел, рассматриваемых в Стокгольме, о чем свидетельствуют данные Стокгольмской торговой палаты. Если в 2008 году российских дел было 16, то в 2010-м – 20.
Громкие дела, в которых фигурируют большие суммы, не рассматриваются в России по той причине, что там действует архаичный механизм правоприменения, а также отсутствует доверие к судебной системе, которая даже по признанию Медведева загажена судьями-взяточниками.
В популярной шутке честный российский судья это тот, кто возвращает полученную взятку, если его клиент проиграл (то есть, дал ему взятку меньше, чем противоположная сторона).
Фирма Salans «безоговорочно и настоятельно» советует своим клиентам включать в контракты положения о международном арбитраже, если сделки заключаются на значительные суммы, скажем, на 10 миллионов долларов и более, говорит Стаббс.
«Никто не может довериться российским судам и поверить в то, что они свободны от коррупции и от влияния исполнительной власти», - говорит Стаббс, приводя в качестве примера суд над бывшим главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским.
Усовершенствования у себя дома
По словам кремлевских представителей, Медведев на прошлой неделе утвердил ряд мер, которые должны улучшить правовой климат в России.
Среди главных целей – привитие уважения к закону, особенно среди молодежи, повышение эффективности обеспечения соблюдения законности и борьбы с коррупцией.
На следующей неделе Санкт-Петербург примет у себя первый в России международный юридический форум. Медведев, руководители правительства и бизнеса встретятся там с ведущими юристами со всего мира и обсудят пути модернизации правовой системы в России.
Тем временем, жертвы мошенничества по-прежнему полагаются на то, что правовая защита, хотя бы частично, будет обеспечена им из-за границы.
«В России наши клиенты приглашают нас на встречу, а потом искренне удивляются, что им удалось этого добиться», - говорит Стивен Филиппсон.
Но бизнесмены не торопятся доверять родной системе правосудия. По словам Березовского, большинство людей предпочитает вести тяжбы за пределами России.
«Какое настроение у бизнесменов? Чемоданное настроение», - заявляет он.