Российский президент Дмитрий Медведев недоволен высшим руководством Министерства обороны. Сегодня он открыто критикует его за задержки в расходовании денег на новое оружие и технику. Военные просили об этом с 1990-х годов, и вполне конкретно указывали свои потребности. Но похоже, что чиновники из Министерства обороны не торопятся подавать заявки на закупки и выделять средства изголодавшимся российским оборонным компаниям. Медведев говорит, что хочет знать, кто виноват в этой неразберихе, а также напоминает о том, что в старые и недобрые времена таких людей отправляли в лагеря на принудительные работы. У Медведева не впервые возникают проблемы с руководством Министерства обороны и со старшими офицерами, поднявшимися по служебной лестнице в советские времена. Похоже, что его намеки и сигналы до них не доходят.
Российские попытки возродить, реформировать и перестроить вооруженные силы постоянно натыкаются на проблемы. Успехи имеются, но новые проблемы появляются постоянно. Россия за последние три года сократила численность своих вооруженных сил на 12% (теперь она составляет около миллиона человек), а также выделила миллиарды долларов на новую технику. Но значительная часть этих средств не израсходована до сих пор. Ремонт и обновление военных баз проводится, причем особое внимание уделяется строительству жилья для семей профессиональных военных. Но Медведев постоянно получает доклады о том, что строительство зачастую ведется халтурно, и что причиной тому коррупция в Министерстве обороны. Правительство пытается выполнить свои обещания о перестройке армии. Все это – часть усилий по спасению российских вооруженных сил, особенно славной «Красной Армии» советской эпохи. Однако, как отмечает сам Медведев, все идет не очень хорошо.
Высшее политическое руководство поняло, что некоторые проблемы невозможно решить просто за счет дополнительного выделения средств. Усилия по увольнению из рядов вооруженных сил 100 с лишним тысяч ненужных (и не очень эффективных) офицеров наталкиваются на упорное сопротивление. Высокопоставленные генералы и адмиралы хотят, чтобы эти люди, по крайней мере, дослужили до выхода в отставку по возрасту и ушли с достоинством и честью, а не были, по сути дела, изгнаны из армии. Теоретически политики могут осуществить чистку армейских рядов. Но это очень сильно разозлит многих старших офицеров, в том числе, весьма умных и талантливых, в которых страна по-настоящему нуждается. Поэтому сохраняется своего рода противостояние, несмотря на моральное разложение в офицерских рядах, особенно среди тех офицеров, от которых государство хочет избавиться. Медведев теперь предлагает использовать силу, а также судебное преследование, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
Тем временем, попытки повысить качество рядового и сержантского состава наталкиваются на одну проблему за другой. Из-за обычаев и привычек советской эпохи войска недовольны, апатичны и не очень эффективны в бою. Эту проблему преодолевают за счет некоторых элитных частей и подразделений (получающих повышенное денежное довольствие и находящихся под руководством наиболее способных командиров). Но большая часть армии все равно застряла в прошлом и никак не может выбраться оттуда. Государство совершенствует подготовку сержантов и офицеров, увеличивает им денежное довольствие; но чтобы все это произвело должное и значимое воздействие, понадобится лет десять. И даже в этом случае успех не гарантирован. Несмотря на все это, усилия по реализации реформы продвигаются вперед.
Два года тому назад бывший российский президент и нынешний премьер-министр Владимир Путин объявил, что несмотря на рецессию и низкие нефтяные цены Россия продолжит начатое двумя годами ранее выделение больших средств на развитие вооруженных сил. То был весьма популярный ход, и многие посчитали его необходимым для «восстановления позиций России в мире» (возврата статуса сверхдержавы) и нового превращения «Красной Армии» в грозную силу. Но эти попытки дальше пресс-релизов не продвинулись.
Россия не может снова превратиться в сверхдержаву, потому что хотя все эти ядерные вооружения весьма надежно защищают страну, для оказания давления на разные регионы мира нужны неядерные силы. После окончания холодной войны в 1991 году Россия потеряла более 90% своей неядерной боевой мощи (войска, корабли, самолеты). Это было разоружение от истощения (мощные сокращения военного бюджета) и запустения (военное командование пыталось сохранить в боеспособном состоянии больше техники, чем могло себе позволить, усугубляя тем самым положение вещей). Чтобы выбраться из этой пропасти, понадобится более половины триллиона долларов и десять с лишним лет напряженных усилий. В этих целях государство четыре года тому назад увеличило оборонный бюджет до 38 миллиардов долларов, и сейчас тратит свыше 25 миллиардов на развитие своих неядерных сил (и будет тратить большую часть этого десятилетия). На перестройку флотов и армий уйдет немало времени.
Российское правительство проанализировало масштабы затрат на модернизацию своей стареющей военной техники и вооружений, и пришло к выводу, что их общая сумма составит около 700 миллиардов долларов. Чтобы оплатить эти расходы, военные хотят получить еще 1,5% ВВП, что в итоге приведет к 5-процентному от размера валового внутреннего продукта оборонному бюджету. Военные могут получить эти средства, если Медведев сумеет найти способ заставить их потратить выделенные деньги.
План модернизации осуществляется большую часть последнего десятилетия, поскольку государство понимает, что ему надо что-то делать с быстро устаревающей военной техникой. Во многих случаях военные закупки приобретают жизненно важное значение, поскольку в 1990-е годы приобретение новой техники для войск по сути дела остановилось (за немногочисленными исключениями, такими как баллистические ракеты). Поэтому вооруженные силы по-прежнему пользуются техникой и оружием времен холодной войны, которые были изготовлены в 70-е и 80-е годы. К счастью, более старая техника (50-х и 60-х годов) была отправлена в утиль, когда в 1990-е годы произошло 80-процентное сокращение вооруженных сил.
В соответствии с новым планом правительства, в предстоящем десятилетии будет заменена как минимум треть имеющихся вооружений и техники, а по некоторым категориям (в основном это самое современное и высокотехнологичное оружие) замена составит более 80%. Президент Медведев разъезжает по стране, произносит речи перед военнослужащими и озвучивает такого рода обещания. Но если государство не выполнит свои обещания, боевой дух армии будет серьезно подорван. В первую очередь это случится на флоте, ибо морякам было сказано, что очень скоро они получат новые корабли и будут больше времени проводить в море. Имеющиеся на вооружении корабли с такого рода нагрузкой не справятся. Следовательно, у моряков есть определенные основания для оптимизма. В последние пять лет ВВС возобновили дальнее воздушное патрулирование в районах, удаленных от российского побережья, где русских кораблей и самолетов не видели уже более десяти лет. С 1991 года российские военные корабли большую часть времени проводят у причала на якоре. А это значит, что целое поколение моряков не обладает опытом морских походов. В военное время это означает верное поражение, и моряки, особенно старшие командиры, знают об этом. Медведев грозит отправить в отставку некоторых очень высокопоставленных людей, отчасти, чтобы поднять моральное состояние давно уже страдающих войск.
Во времена холодной войны (1947-1991 гг.) численность вооруженных сил была в пять раз больше (свыше пяти миллионов), а расходы на оборону превышали 10% валового национального продукта (точную сумму не знает никто, потому что коммунисты не очень-то любили бухгалтерию и точную финансовую отчетность). В настоящее время Россия играет по западноевропейским правилам, что касается военных расходов, и тратит на оборону не более 3-4% ВВП. Имея экономику в 1,7 триллиона долларов, а также 7-процентный ежегодный прирост, Россия может обещать генералам гораздо больше денег на расходы. Но большая часть этих средств пойдет на замену старого оружия времен холодной войны, которое сегодня считается устаревшим и годным лишь ограниченно.