Россия провела в понедельник военный парад на Красной площади в ознаменование 66-й годовщины победы Советского Союза над нацистами во Второй мировой войне.
Это один из немногих моментов, в текущем году, когда Россия попала в центр всемирного внимания.
Но третий раунд стратегического и экономического диалога между Китаем и США, начавшийся в тот же день, отвлек международное внимание от России.
Привычные марширующие солдаты и российские ракеты на Красной площади напомнили людям о чувстве собственного достоинства страны и о ее непреодолимом могуществе в советскую эпоху.
Несомненно то, что после распада Советского Союза страна стала постепенно выходить из света прожекторов и из центра международного внимания. Мне пришлось стать свидетелем мучительных попыток России восстановить свой статус, а также ее постепенного смещения на край международной сцены.
Бывший советник по национальной безопасности США Збигнев Бжезинский как-то описал условия жизни в России после распада Советского Союза, назвав их такими же, как в «третьем мире». Мучительная боль от дезинтеграции была невыносимой.
Во многих китайских сообщениях о снижении статуса России до второго и третьего разряда также присутствовало удивление. Россия стала типичным образцом государственного банкротства. Шоковая терапия не смогла вывести Россию на путь рыночно ориентированной экономики, и в стране начался застой. Из-за приватизации почти 20% россиян оказались за чертой бедности, но она произвела на свет олигархический класс, который до сих пор тормозит реформы и развитие в России.
Люди никогда не забудут, как в период финансового кризиса в России в 1998-1999 годах страна за год поменяла четырех премьер-министров. Фотографии политического руководителя Бориса Ельцина и часто меняющихся молодых премьеров постоянно попадали на первые страницы мировой прессы.
Невзгоды и лишения стали обычным явлением. Они положили конец прозападным настроениям, преобладавшим после распада Советского Союза, когда некоторые россияне наивно верили, что Запад протянет им руку помощи и заключит в свои объятия в связи с разрушением идеологических границ.
Но Запад в ответ не стал выдвигать новый план Маршалла по оказанию содействия России, а занялся беспрецедентным продвижением НАТО в восточном направлении. Он энергично противился любым попыткам укрепления России и поддерживал антироссийские политические фракции в Грузии и на Украине. Русские в конце концов поняли, что Америка не собирается их спасать, и что Запад не хочет брать к себе Россию с ее ворохом проблем.
Избрание Владимира Путина на пост президента в 2000 году стало поворотным моментом, положившим конец брожению в стране и задавшим ей направление движения и цели развития. В тот же момент мировые средства массовой информации утратили интерес к новостям из России, которая покончила со своими драматичными политическими перестройками.
Тот факт, что Россия не могла больше восстановить свой былой международный престиж, вызвал неизбежное вытеснение страны на обочину мировой политической и экономической системы. Поскольку страны с формирующейся рыночной экономикой, такие как Китай, постепенно крепнут и усиливаются, многополярность уже стала общепризнанным фактом. Россия теперь больше привлекает к себе внимание как член группы развивающихся стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), чем сама по себе.
Как бывшая мировая сверхдержава, Россия за последние 20 лет прошла извилистый путь, полный рытвин и ухабов. Многие россияне до сих пор не могут привыкнуть к разнице между былым превосходством и сегодняшним упадком.
В условиях, когда Запад думает лишь о соперничестве между российским президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным, России наверное выгодно выйти из центра мирового внимания.
Мы не можем предсказать, когда эта страна сможет восстановить свое мировое господство, но Россия вполне определенно, легко и уверенно готовит себя к национальному возрождению.