Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские компании пугаются и расправляют крылья

© public domainденьги
деньги
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Вымпелком», крупнейший в России оператор мобильной связи, потратит 420 миллионов долларов на покупку южнокорейской компании New Telephone Company. Российские компании стремятся инвестировать не в России, чтобы как-то застраховать себя от политических рисков.

«Вымпелком», крупнейший в России оператор мобильной связи, заявил, что договорился о контракте на сумму 420 миллионов долларов по выкупу южнокорейской компании, New Telephone Company у корпорации KT Corporation – сразу вслед за заявлением о своем расширении во Вьетнаме.

 

Это событие произошло в ситуации, когда явно отмечается повышенное стремление российских компаний инвестировать капитал за границу, чтобы как-то застраховать себя от политического риска: правительство не сможет наложить руку на зарубежные активы, даже если их владельцы поссорятся с Кремлем. Аналитики предупреждают, что, если российские компании будут и дальше вкладывать больше средств за рубеж, чем внутри страны, то будет все сложнее убедить иностранные компании инвестировать свой капитал в модернизацию экономики России.

 

Корейская сделка «Вымпелкома» была заключена непосредственно после заявления компании, что она увеличивает свою долю в совместном предприятии во Вьетнаме.

 

Амстердамская холдинговая компания VimpelCom Ltd, которой принадлежит российский оператор, в конце апреля сообщила о подписании контракта об увеличении своей доли во вьетнамском совместном предприятии GTel Mobile с 40 до 49%. Компания «VimpelCom» обязана инвестировать в общей сложности 500 миллионов долларов в развитие совместного предприятия до 2013 года до того, как увеличит свою долю до 65%. 

 

Компания МТС, крупнейший соперник «Вымпелкома», в свою очередь, имеет процветающее дочернее предприятие на рынке мобильной связи Индии, Sistema Shyam TeleServices (SSTL), которое в настоящее время обслуживает свыше 10 миллионов клиентов и предполагает в 2013 году выйти на операционную прибыль.

 

Общие цифры свидетельствуют о том, что зарубежные инвесторы возвращаются в Россию: прямые иностранные капиталовложения в 2010 году увеличились до 41,2 миллиарда долларов, хотя еще не достигли своего максимального значения, 80 миллиардов долларов, которого они достигали в 2008 году. Однако лишь 9 миллиардов долларов из этих денег составляют новые иностранные вложения – остальное в значительное мере приходится на прибыль от мультинациональных реинвестиций; а это – менее половины от 19,4 миллиардов долларов прямых зарубежных капиталовложений России.

 

«Гигантская разница между этими двумя цифрами свидетельствует о том, что России следует сосредоточиться на улучшении собственного инвестиционного климата: трудно будет привлечь дополнительные иностранные инвестиции, когда сами российские предприятия активно вкладывают капитал за границей, несмотря на огромную потребность в инвестировании внутри страны», - говорит Наталья Орлова, главный экономист Альфа Банка.

 

После многих лет накопления миллиардов долларов в резерве снова вернулся старинный бич России, бывший бедой 1990-х, отток капитала: в 2010 году за границу ушло 35,3 миллиарда долларов, из них 22,7 миллиарда долларов – только в последнем квартале 2010 года, несмотря на отчетливое улучшение макроэкономической ситуации. В первом квартале этого года за ними последовали еще 21,3 миллиарда долларов.

 

Правительство делает вид, будто все в порядке, и надеется, что в целом за год утечка капитала будет равна нулю, заявил в апреле Андрей Клепач, заместитель министра экономического развития. Однако российские бизнесмены явно нервничают.

 

Инвестирование капиталов за границу часто имеет для компаний большой смысл. А с тех пор, как, в период кризиса, государство увеличило свою долю в экономике и государственные компании и банки стали более агрессивными, размещение активов за рубежом стало еще и привлекательной формой страховки.

 

Известно слишком много случаев, когда российские предприниматели теряли свои компании, которые переходили к власть имущим или к олигархам со связями. Самый знаменитый пример – национализация de facto нефтяной компании «Юкос», владелец которой, Михаил Ходорковский, оказался за решеткой. Ходорковский, конечно, сильно повздорил с органами власти.

 

Михаил Гуцериев, владелец менее крупной нефтяной компании «Русснефть», в 2007 году бежал в Лондон, заявив, что стал жертвой «беспрецедентного запугивания со стороны государства». Повторяя развитие дела о «Юкосе», власти затеяли расследование об уплате компанией налогов после того, как Гуцериев, как говорят, вмешался в проведение президентских выборов в автономной области Ингушетия на юге России.

 

Ожидалось, что «Русснефть» будет продана Олегу Дерипаске, бывшему владельцу компании «РУСАЛ», российскому олигарху, первому среди равных; однако Гуцериев все же помирился с государством и вернулся в Россию, где с мая 2010 года вернулся к управлению своей компанией. Тот факт, что он не поднял шумихи в зарубежной прессе, вероятно, сыграл положительную роль в его реабилитации.

 

Евгению Чичваркину, яркой личности и собственнику компании розничной продажи мобильных телефонов «Евросеть» с целой сетью магазинов, посчастливилось меньше. Когда компания прибавила оборотов для того, чтобы занять 1 миллиард долларов с помощью IPO, Чичваркину стали угрожать похищением и он тоже бежал в Лондон в 2009 году. Вероятно, он сделал глупость, посетив митинг протеста под российским посольством в сентябре прошлого года вместе с живущим в изгнании магнатом Борисом Березовским, который как-то назвал себя «самым ненавидимым человеком в России».

 

Потом «Евросеть» купил финансист Александр Мамут, который заявил, что в этом году планирует совершить первичное размещение акций компании в Лондоне.

 

Еще позднее ведущий поисковый сервер Яндекс, «Российский Гугл», на этой неделе постарался в своем проспекте выпуска акций как можно определеннее разъяснить, что инвесторы должны понимать высокий политический риск, с которым приходится иметь дело компании.

 

«Такие заметные компания, как наша, в России особенно уязвимы перед лицом политически мотивированных акций», - говорится в проспекте Яндекса. «Другие стороны» могут воспринимать новостную службу Яндекса как «отражающую политическую точку зрения или платформу, что может подвергнуть нас политически мотивированным действиям», говорится в документе.

 

Этот момент получил явное подтверждение, когда Федеральная служба безопасности России настоятельно потребовала, чтобы онлайновый банк компании Яндекс.Деньги предоставил данные о суммах, переведенных 2 мая, а именно, суммах, переведенных блогеру Алексею Навальному, известному борцу с коррупцией, который через неделю сам оказался под следствием, которое ведет Следственный комитет - рассадник взяточничества в России.