Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
14 мая 2000 года на Западном берегу произошли массовые манифестации палестинцев. К демонстрантам присоединились сотрудники палестинской службы безопасности. «День Накбы» превратился в серию кровавых столкновений палестинцев с силами ЦАХАЛа. В результате столкновений восемь палестинцев погибли и сотни были ранены.
Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что произошедшее в середине мая 2000 года было менее важным, чем то, как интерпретировали эти события обе стороны. Командование ЦАХАЛа назвало столкновения «генеральной репетицией» под управлением Ясера Арафата. Буги Яалон, который всегда придерживался концепции, согласно которой вторая палестинская интифада была заранее спланированной акцией, проводившейся под руководством Арафата, видел в событиях 14 мая 2000 года своеобразную пробу сил и попытку проверить, какова будет реакция Израиля на подобного рода столкновения.
Тогдашний начальник генерального штаба Шауль Мофаз был занят на другом фронте. Прошла неделя после отступления ЦАХАЛа из Южного Ливана. Мофаз, который выступал против отступления, привязал этот акт к событиям, связанным с «Днем Накбы». С точки зрения Мофаза, оба этих явления (отступление израильской армии из Ливана и беспорядки на территориях) свидетельствовали о том, что арабы воспринимают Израиль слабой стороной, находящейся в плену иллюзий, не способной адекватно реагировать на провокации. Мофаз принял решение о введении состояния повышенной боеготовности в преддверии намечающегося конфликта, полагая, что переговоры в Кэмп-Дэвиде завершатся провалом. Армейское командование рассматривало действия палестинцев, как тщательно спланированный военный акт. Поэтому реакция израильских сил безопасности на беспорядки, возникшие в результате посещения Шароном Храмовой горы, была очень жесткой. Что произошло вслед за этим, всем хорошо известно.
Палестинцы также сделали похожие выводы. Сотни пострадавших в «День Накбы» были, с их точки зрения, доказательством агрессивных намерений израильской стороны. Беспорядки 14 мая 2000 года оказались детским лепетом по сравнению с террористической войной, начавшейся несколько месяцев спустя. Однако зерна очередного витка многолетнего насилия были посеяны обеими сторонами именно в мае и обильно политы ядом и кровью.
Сегодняшнее положение частично напоминает события, происходившие 11 лет назад. Однако мы находимся в кардинально иной ситуации по сравнению с 2000 годом. Израилю пришлось оккупировать палестинские города. Затем вновь их покинуть. Норвежские соглашения фактически перестали функционировать, и можно открыто говорить об их отмене – во всем, что касается договоренностей в сфере безопасности. При этом Абу-Мазен и Салам Файад – это не Арафат. В 2011 году никто в мире не признает даже ту минимальную легитимность израильского присутствия на территориях, имевшую место в канун второй интифады.
В сентябре ООН , при поддержке всех дружественных по отношению к Израилю стран, должна официально признать Палестинское государство в границах 1967 года. Оккупация территорий, с международной и дипломатической точки зрения, превратится в нечто подобное южно-африканскому апартеиду. В Израиле опасаются, что еврейские экстремисты предпримут попытку провокаций на территориях. Ясно одно: в то время, как одна из сторон (палестинская) тщательно готовится к сентябрьским событиям, вторая (израильская) продолжает прятать голову в песок.