Смертный приговор Виктору Кингисеппу (Viktor Kingissep) и Осаме бин Ладену был предрешен уже заранее. Разница лишь в том, что Виктору не пустили тут же пулю в лоб.
Виктор Кингисепп был в начале 1920-х годов для полиции безопасности (КАПО) Эстонии как в 21 веке Осама бин Ладен для спецслужб США. Он был целью, которую следовало уничтожить любой ценой – врагом Эстонской Республики номер один.
Слабое звено – связной. Для обоих судьбоносными оказались связные. На Осаму янки вышли по следам его курьера. Полиции безопасности счастье улыбнулось во время майской демонстрации 1922 года, когда задержали связного Кингисеппа Йоханнеса Линлхорста (Johannes Linkhorst). Сначала Линкхорст упорно молчал. На следующий день КАПО передало Линкхорста военному полевому суду, который уже через несколько часов приговорил его к смерти.
Перед казнью комендант Таллина Оскар Раудвере (Oskar Raudvere) заслушал коммуниста поздним вечером 2 мая в последний раз. Комендант пошел козырем: если Линкхорст раскроет укрытие Кингисеппа, ему подарят жизнь. Линкхост сломался. Он сказал, что Кингисепп скрывается на улице Кару в квартире коммунистов Саломонии и Юлианны Теллманн (Salomonia, Juliane Tellmann). Комендант Таллина вызвал чиновников КАПО и одновременно отдал приказ 40 солдатам и офицерам окружить место, где скрывался Кингисепп. Военные не доверяли КАПО, и его сотрудники узнали о тайнике Кингисеппа лишь на месте.
Захват без кровопролития
Потайную квартиру Кингисеппа атаковали 3 мая в 1 час ночи. О происходившем позже было составлено два противоречивых рапорта. Согласно рапорту военных, офицеры ворвались в дом под руководством начальника Таллинского отделения КАПО Юлиуса Пальма (Julius Palm), «который был единственным смелым полицейским».
Фельдфебель Тамм выстрелом из винтовки распахнул секретную дверь и ворвался с двумя офицерами и Пальмом. Младший лейтенант Китвель и Тамм повалили Кингисеппа на кровать, чтобы он не смог сопротивляться. Поэтому захват прошел легко и без жертв. Согласно версии сотрудника полиции безопасности Пальма, люди, производившие обыск, сначала не нашли ничего, затем начали ощупывать стены.
«В одном месте они посильнее надавили на обои и поняли, что потайная дверь могла быть здесь. После этого я взял из кармана револьвер и ногой ударил в это место, дверь открылась и за нею стоял человек в нижнем белье с револьвером в руке наизготовку. Я подскочил к этому человеку и ударил своим револьвером по его руке, так что его револьвер упал. Другой рукой я схватил его за грудь и вытащил из тайника в комнату», - описывал Пальм захват. Гнездо Кингисеппа было тщательно отстроено. Если не знать его месторасположение, найти его было бы практически невозможно. «Это было сооружение, похожее на кладовую, примерно в сажень длиной и сажень шириной между столовой и жилой комнатой. Под ним была устроена из цемента яма, как можно предполагать, для того, чтобы прятать в ней бумаги и прочие необходимые для подпольной деятельности вещи», - написал Пальм.
Выстрелы в сосновой роще
Кингисеппа допросили в полиции безопасности и отдали под полевой суд, который приговорил его в тот же день к смерти. Два часа спустя военный министр Яан Соотс (Jaan Soots) утвердил смертный приговор. В 11 часов вечера во дворе охранного батальона выстроили расстрельную команду и команду охраны, после чего отправились маршем в лесную рощу близ озера Юлемисте. Вскоре прибыли две машины, из одной из них вывели Кингисеппа.
Полковник Раудвере коротко сказал: «Начинайте!». Кингисеппа подвели к заранее выкопанной могиле, его руки освободили от оков. Команда выстроилась. На приговоренного направили свет.
Тут же последовала команда: «Приготовиться – пли!». Раздался залп и Кингисепп рухнул. Фельдфебель охранного батальона Тамм подошел к Кингисеппу и выстрелил ему в голову. Затем труп столкнули в яму, тут же заполнили и заровняли ее. Пару недель позже стало известно, что коммунисты ищут тело Кингисеппа с намерением тайно переправить его через границу в Россию. Чтобы не дать появиться «святому», было решено уничтожить труп Кингисеппа. Уже на следующую ночь к берегу моря в Пирита подъехала машина, из которой перетащили в ожидавшую моторную лодку труп Кингисеппа, замотанный в мешковину. Лодка тут же отошла от берега и взяла курс в открытое море. Между островами Найссааре и Аэгна лодка остановилась, к телу мертвеца прикрепили для тяжести гири и сбросили за борт.
Жестокая месть сына
После государственного переворота 1940 года в Эстонию вместе с НКВД прибыл сын Кингисеппа Сергей, который пошел по следам людей, убивших его отца. Хотя предавший Виктора Линкхорст жил теперь под именем Йохана Нымика, это не спасло его от мести. Не исключено, что Сергей Кингисепп казнил Линкхорста своей рукой. Сергей был обстоятельным человеком и нашел большинство сотрудников полиции безопасности, причастных к смерти своего отца. В марте 1941 года они были отданы под трибунал и казнены 23 апреля предположительно на участке мызы Шеели. Конец Сергея был еще более бесславным, чем его отца – он погиб при бегстве из Таллина в Ленинград 29 августа 1941 года, когда торговое судно «Ярвамаа» (Järvamaa) получило прямое попадание. Так покоятся отец и сын, оба на дне Балтийского моря.
Перевод Хейно Сарап