Когда мы говорим о национальном самосознании литовцев, в Литве главенствуют два лагеря – открытых миру интеллектуалов и узких националистов. Но, по мнению философа Витаутаса Раджвиласа, мышление и тех, и других основано на рабской психологии, а спасая нацию, необходимо просто выйти из XIX века и почувствовать себя свободными и равными другим нациям.
«Когда я говорю о нынешних лагерях, хочу сказать, что их представители – люди XIX века, так как в том веке было только две стратегии. Одни, вчерашние крепостные и рабы, хотели быстро смыть так называемое клеймо и бросились в объятья других культур. Другие пытались спасти литовский народ в резервате», – говорил профессор Института международных отношений и политики Вильнюсского университета, участвуя в дискуссии «Литовская и/или европейская тождественность: вопросы без ответов».
Интеллектуалы тоже подвержены синдрому раба?
По словам профессора, в последнее время повторяется история времен Винцаса Кудирки, когда часть людей считают свой народ темным, а другая часть фанатично стремится его восстановить, но делают это криками на проспекте Гедиминаса во время шествий 11 марта и схожих мероприятий.
«У большей части наших так называемых интеллектуалов по сути такая же рабская структура мышления, которая самым страшным образом проявляется в отношении к польскому вопросу. В этом случае я толерантный человек, я не из тех, кто считает, что поляков необходимо «олитовить», – говорил профессор.
Другая крайность, по его мнению, – узкий национализм, когда часть людей считает, что избежать европейского влияния и спасти народ можно криками на проспекте Гедиминаса. Но, по словам В.Раджвиласа, на самом деле возрождение народа означает самый высокий уровень организации народа, основываясь на мировых стандартах, способность сообща стремиться к своим интересам.
ИАПЛ – мутация «автономщиков»
По словам ученого, в польском вопросе необходимо отчетливо осознать, что Избирательная акция поляков Литвы – это, по сути, мутация «автономщиков», которые на заре независимости обсуждали вопрос провозглашения автономии в составе СССР.
Delfi напоминает, что в 1989-1991 г. в Вильнюсском и Шальчининкском районах польское национальное меньшинство планировало объявить автономию в составе СССР.
Тогда правительство Польши официально осудило эти планы, но когда в сентябре 1991-го правительство Литвы распустило советы Вильнюсского и Шальчининкского районов и ввело здесь прямое правление, Польша критиковала такие меры как нарушение политических прав польского меньшинства.
«Избирательная акция поляков Литвы сознательно разжигает конфликт, так как в ее руководстве даже действуют те же люди, которые избежали суда в 1991-ом из-за нашей снисходительности. Между тем, наши интеллектуалы, которые не умеют мыслить государственными категориями, забыли даже опыт двадцатилетней давности. Что значит, например, дерзкое заявление, что мы не будем учить государственный язык? Почему я говорю, что мы ведем себя как крепостные? Вы мне покажите нормальную, уважающую себя европейскую страну, где можно такое сказать?», – возмущался Раджвилас.
Delfi напоминает, что в последнее время в Литве возникло напряжение из-за положения поляков в Вильнюсском регионе. Польские политики Литвы возмущены новым Законом об образовании, согласно которому в школах национальных меньшинств, кроме литовского языка, на государственном языке будет вестись преподавание гражданского обучения и тем, связанных с историей и географией Литвы.