Передо мной сейчас лежит фотография из очень старого номера американского журнала Newsweek от 14 апреля 1961 года. Всего за два дня до выхода этого номера в свет первый человек в космосе, Юрий Гагарин, совершил свой полет.
Заголовок статьи звучит так: «Почему мы отстали и сможем ли мы догнать русских?» За прошедшие 50 лет мало, что изменилось. Сегодня русские задают себе тот же самый вопрос по поводу американцев. В любом случае, именно открытость и искренность последних, готовность свободно обсуждать свои проблемы друг с другом позволили им выявить свои сильные и слабые стороны, чтобы, в конечном счете, одержать верх над Советским Союзом. Именно поэтому я хочу выразить огромную благодарность нашему Институту дипломатических исследований за то, что он обеспечил нам возможность пообщаться с нашими российскими коллегами на прошлой неделе. Атмосфера открытости и прозрачности, царившая на этой встрече, позволила выявить множество слабых мест и недостатков в отношениях между Россией и Саудовской Аравией. Высокая квалификация саудовских исследователей и специалистов (не будем упоминать имен) действительно сыграла большую роль в успехе конференции и позволила прийти к ряду важных выводов. И этот результат достоин всяческих похвал.
Действительно, отношения между Россией и Саудовской Аравией не вышли на уровень стратегического сотрудничества, как того хотели лидеры двух стран. Существует ряд факторов, не способствующих выходу двухсторонних отношений на новый уровень. Вот важнейшие из них:
1) В основе экономик обеих стран лежит производство и экспорт энергоносителей. Это ведет к снижению объема торговли между странами. России не требуется покупать нашу нефть и наш газ, и точно так же нам не нужны российские нефтепродукты. Мы знаем, как знали наши деды и прадеды, что молоко нельзя обменять на молоко, зато можно обменять на финики.
2) Россия до сих пор не смогла развить свою экономику и внести разнообразие в экспортируемые продукты, так чтобы удовлетворять запросы мирового рынка и королевства Саудовская Аравия как одного из важных игроков на этом рынке.
Действием этих двух факторов можно объяснить отсутствие инициативных групп, заинтересованных в развитии отношений между Россией и Саудовской Аравией. Если бы мы поискали заинтересованных лиц, которых волнует развитие этих отношений, как в государственном, так и в частном секторе экономики, то обязательно бы обнаружили их след.
Бизнесмены в любых странах сосредотачивают свое внимание на том, что может принести им прибыль.
Поэтому совершенно неудивительно, что они стараются заполучить тот или иной госзаказ: госзакупки составляют значительную часть внутреннего валового продукта. Однако государство, планируя свои закупки, принимает во внимание множество факторов, относящихся как к экономике, так и к безопасности и т.д. Закупки, сделанные на внутреннем рынке, предназначены, в основном, для того, чтобы поддержать отечественного производителя. Что же касается внешних закупок, особенно из развивающихся стран, то большая часть таких сделок проводится с дружественными или союзными странами, которые всегда готовы прийти на помощь в трудную минуту. Россия до сих пор не стала той сильной страной, на которую можно положиться в сложных условиях. Поэтому объем государственной торговли между нашими странами пока что незначительный.
Что касается бизнесменов, занимающихся внешней торговлей в частном секторе экономики, которые могут приложить усилия для развития отношений между Россией и Саудовской Аравией, то их также совсем немного. Причина такого положения дел кроется в том, что объем торговли между двумя странами, скажем, за позапрошлый 2009 год, составил всего лишь 2 700 миллионов риалов (около 730 миллионов долларов). Глядя на эту весьма скромную экономическую статистику, сложно представить себе, что существует большая группа влиятельных бизнесменов, способных внести значимый вклад в развитие отношений между двумя странами.
Однако, несмотря на все это, я довольно оптимистично смотрю на перспективы развития двусторонних отношений. Этому есть несколько причин и, наверное, главная из них в том, что Саудовская Аравия стремится превратить свою экономику из опирающейся только на нефтегазовый сектор в многоотраслевую экономику. Точно так же и Россия находится на пути развития и восстановления своей промышленной мощи. Всего десять дней назад новый российский гражданский самолет Sukhoi Superjet 100 совершил свой первый коммерческий рейс из Еревана, столицы Армении, в Москву. А в 2014 году ожидается первый испытательный полет пассажирского самолета МС-21.
А что касается автомобилестроения, то примерно месяц назад все мы наблюдали, как премьер-министр России Владимир Путин сел за руль нового российского гибридного автомобиля под названием «Ё-мобиль» и доехал на нем до президентского дворца. Если Саудовская Аравия и Россия будут продолжать в том же духе, то вскоре количество инициативных групп бизнесменов в обеих стран вырастет, и это одно даст мощный толчок к развитию отношений между двумя странами в самых различных областях.