Центральная фигура банка Intesa Sanpaolo в Москве, президент банка Intesa Russia, ближайший человек как к Сильвио Берлускони, так и к Владимиру Путину, советник Генерального секретаря Евразийского экономического сообщества. Когда у него спрашивают, как может Пьемонт вести дела с самой обширной страной в Азии, Антонио Фаллико пожимает плечами: “Турин прошел хорошую школу, поддерживая отношения с СССР. К сожалению, впоследствии он растерял свои возможности. Примером может служить поведение автомобильного завода ФИАТ в восьмидесятые годы на советском рынке, когда он не согласился на двустороннее промышленное сотрудничество. То же самое случилось в середине девяностых годов, когда ФИАТ не захотел стать собственником завода в Тольятти, где и сегодня производится 650–700 тысяч автомашин “Жигули”. Потом он добавил: “На российском рынке, где даже во время кризиса продавалось миллион автомобилей в год, туринский завод реализует не более 15–20 тысяч автомашин. Но в общем и целом, я думаю, что здесь есть большие возможности для предпринимателей из Пьемонта”.
- Президент Фаллико, какие туринские предприятия имеют наибольшие шансы добиться успеха в России?
- Его легче добиться большим, хорошо оснащенным предприятиям. Малым и средним предприятиям без соответствующей поддержки трудно чего–либо достичь. Это все вопрос подхода.
- В каком смысле?
- Возникли большие надежды на страны БРИК. Предприятия считают, что они могут приехать туда, получить доходы и уехать, не сделав никаких инвестиций.
Маленькие предприятия должны избегать такого подхода, делая ставку на свое долгосрочное присутствие. Еще одна типичная ошибка заключается в том, что заранее предполагается, что наши товары обязательно будут иметь успех. Это не так. В России очень велика конкуренция, и надо хорошенько оценить привлекательность наших изделий для российского потребителя.
- Есть такие секторы, которые пользуются большим успехом, чем другие?
- Автомобильная промышленность может многого добиться в России. Я думаю о Comau или об Iveco. Многого могут достичь те, кто связан с алюминиевой промышленностью, так как Россия стоит на первом месте по производству алюминия. Кроме того, благодаря передовым технологиям и инновационной продукции Пьемонт может снова занять то место, которое он занимал тридцать лет тому назад, когда по экспорту в СССР он намного обгонял Ломбардию.
Он может выдвинуться вперед, используя сельскохозяйственную и пищевую промышленность высокого качества и туристический сектор, а также know how в области проведения олимпиад”.
- Вы имеете в виду проведение Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году?
- Эту возможность нельзя упускать. Итальянская олимпиада была проведена с помощью двух миллиардов евро, отпущенных государством. Восемь миллиардов составили инвестиции общественных организаций и частных лиц. Российское правительство выделило 35 миллиардов. Турин должен попытаться продать свое know how. Сочи вовсе не готов к играм, он нуждается в организационной помощи со всех точек зрения. Но туринские предприниматели должны организованно заняться этим вопросом. Необходимо институционное вмешательство: будущий мэр должен взять инициативу в свои руки, чтобы экспортировать компетентность города.
- Какие возможности есть в России?
- Путин и Медведев решили добиться снижения роли энергетики в общем экспорте, развивая инновационные направления промышленности.
Они выделят 130–140 миллиардов долларов на развитие биотехнологий и нанотехнологий, создадут свою Кремниевую долину недалеко от Москвы. В июне начнет действовать инновационный фонд, который по плану в 2015 году будет насчитывать 90 миллиардов долларов.
- Почему прилагаются такие огромные усилия?
- Россия поняла, что без иностранных инвестиций и без вмешательства в эти области она останется пленницей энергетического сектора, который через 40–50 лет начнет выдыхаться. Вот почему сегодня есть огромное пространство для маневра, также и в области промышленного производства. А мы должны быть готовы обеспечить банковской инфраструктурой и советами тех предпринимателей, которые захотят выйти на этот рынок. Россия не является развивающейся страной, которая пытается всплыть на поверхность, она уже на плаву.