Новый мировой порядок надвигается, и это будет порядок, который изменит форму денежных потоков и приведет к переключению центров силы на развивающиеся страны, такие как Индонезия или Южная Корея, в ближайшие полтора десятилетия.
К 2025 году шесть крупнейших развивающихся экономик – Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Южная Корея и Россия – будут обеспечивать более чем половину всего глобального роста, прогнозируется в представленном во вторник отчете Всемирного банка.
В международной монетарной системе, между тем, более не будет доминировать одна валюта, а будут по крайней мере три – американский доллар, евро и юань.
«По мере того как экономическая мощь переключается, эти успешные экономики будут способствовать подстегиванию роста в странах с более низкими доходами посредством трансграничных торговых и финансовых транзакций», - заявил банк в исследовании, озаглавленном: «Многополярность. Новая глобальная экономика».
Как ожидают авторы исследования, развивающиеся экономики будут расти, в среднем, на 4,7% в год в период с 2011 по 2025 годы, а их доля в глобальной экономике вырастет с 36% до 45%.
Развитые экономики, как прогнозируется, будут расти в два с лишним раза медленнее – только на 2,3% в среднем в тот же самый период. Зона евро, Япония, Великобритания и США будут по-прежнему играть «ключевую роль» в поддержании работы глобального экономического двигателя.
«Быстрый подъем развивающихся экономик привел в движение рычаг, благодаря переключению которого центры экономического роста оказались ныне распределены между развитыми и развивающимися экономиками – это настоящий многополярный мир», - говорит Жюстин Юфи Лин (Justin Yifu Lin), ведущий экономист Всемирного банка.
Многонациональные компании развивающегося рынка переформируют глобальную индустрию путем «быстро расширяющихся притоков прямых иностранных инвестиций и другого рода вложений, осуществляющихся по маршруту Юг-Юг», добавляет он. «Международные финансовые институты должны быстро адаптироваться, чтобы соответствовать этим тенденциям».
Развивающиеся рынки сильно различаются. Некоторые, такие как Китай или Корея, сильно зависят от экспорта, в то время как другие, такие как Бразилия или Мексика, больше полагаются на внутреннее потребление.
Наблюдается резкий спад норм сбережений в странах Восточной Азии и Восточной Европы по мере того, как потребление растет, а население стареет.
Банк полагает, что китайская валюта будет играть все большую роль на глобальной арене. «В ближайшее десятилетие или что-то около того размеры Китая и быстрая глобализация его корпораций и банков повысят, весьма вероятно, роль китайской валюты», - отмечает Мансур Дайлами (Mansoor Dailami), ведущий автор доклада и менеджер по развивающимся трендам. «Наиболее вероятным глобальным валютным сценарием в 2025 году будет многовалютный вариант, концентрирующийся вокруг доллара, евро и юаня».
Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой по состоянию на конец 2010 года являлись держателями двух третей из общего объема официальных валютных резервов всего мира в 9 триллионов долларов, и это представляет собой весьма ощутимы рост с уровня в 37%, который наблюдался в конце 2000 года.
Страны с переходной экономикой должны провести капитальный ремонт своих внутренних институтов, если они хотят сохранить рост. Китай, Индонезия, Индия и Россия – все они сталкиваются с «институциональными вызовами и проблемам в секторе управления», в то время как человеческий капитал и доступ к образованию являются основными предметами для озабоченности в Бразилии, Индии и Индонезии.