Знают ли опьяненные радостью от изменений в Тунисе, Египте и, быть может, в других арабских странах, откуда пошло выражение «Революция пожирает своих детей»?
Возникло оно во время Великой французской революции, которая сожрала своих детей за последовавшие за ней жестокие 30 лет. Революциям, а точнее, переходу к демократии в арабских государствах Машрика (территория, включающая в себя Ирак, Сирию, Иорданию, Палестину, Ливан, а также Египет – прим. пер.), не удалось воплотить в жизнь яркие мечты, накопившиеся за более чем 24 года, поэтому пора закончить аплодировать и начать конкретную работу в Тунисе и Египте.
Дискуссии на форуме в Дохе, посвященные произошедшему в этих странах, раскрыли правду о том, что молодежь все еще опьянена революцией, несмотря на то, что последние события в Тунисе и Египте окрасили горизонт в пепельный цвет, и неясно, когда же появится солнце. Если выражаться яснее, сейчас никто не в силах сказать, когда же там расцветет демократия и перестанет быть всего лишь мечтой в фантазиях?
Рассмотрим ситуацию в Тунисе. Были поданы 64 заявки на создание новых партий. Эта ситуация может быть понятной в стране, где есть сильная нужда в создании партий, но не в регулирующих рамках и программе работы. Это указывает на то, что есть те, кто может заполнить нишу, освободившуюся после падения режима Зина аль-Абидина бен Али, кроме армии и «Братьев-мусульман», которые объявили, что они всем сердцем ратуют за гражданское государство и подтвердили, что не желают получать сейчас власть. Однако, что же будет завтра или послезавтра, после еще одних выборов?
Ни у кого нет ответа на этот вопрос. Как нет и того, кто может, как следует, убедить нас в том, что армия, которая контролирует силы безопасности в стране, не хочет власти. Армия должна охранять ее, а потом передать ее революционерам, которые сейчас представляют разношерстную смесь, им нужно много времени для выработки единой политической концепции или же своих собственных взглядов в ходе конкуренции за голоса народа и право представлять общественное мнение.
Отличается ли чем-то ситуация в Египте?
Совсем нет. Однако ситуация там еще больше накалилась после возникновения того, что ложно называют конфессиональным расколом, в то время как это на самом деле попытка преследования и репрессий по религиозному признаку против коптов, которые составляют 8% населения страны. Мы говорим сейчас о 10 миллионах граждан, которые даже после референдума по изменениям конституции объявляются ею гражданами второго ранга.
Тот факт, что было убито 12 человек и более 200 были ранены в ходе конфликта из-за женщины, которая приняла ислам и которую якобы насильно удерживали, является чем-то необъяснимым для разума и логики. Это опровержение всех признаков национального единства, которые были намечены на площади Тахрир, когда копты вместе с мусульманами участвовали в революции.
Кто же сможет исправить эту опасную ситуацию?
«Братья-мусульмане»? Точно нет, хотя значительное большинство из них поощряет то, что произошло, к примеру, в городе Кена, где копту отрезали ухо за то, что он якобы сдавал квартиру проституткам.
Ответы на все вопросы есть сейчас только у армии и Мухаммада Хусейна ат-Тантави, министра обороны Египта.