Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новые границы философии в России после Горбачева

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Говорить о постсоветской философии – это не значит только говорить о специфичности русской мысли и о проблемах, связанных с ее развитием, о ее месте в общем контексте европейской мысли, о новом или обновляющемся национальном самосознании.

“Другая современность”: русская философия сегодня. Задачи, идеи, перспективы нового тысячелетия” – это название конференции, которая проводится сегодня (с 9 часов утра) в конференц–зале Музея святого Агостина в Генуе. В ней участвуют выдающиеся профессора и русские философы, приехавшие в Геную из различных регионов России (из Москвы, Санкт–Петербурга, Саратова) и Европы (Фрайбург). Она была организована Свободным профсоюзом итальянских писателей в рамках событий, посвященных “Году итальянского языка и культуры в России и русского языка и культуры в Италии” под эгидой Министерства культуры, региона Лигурия, Генуэзской провинции, муниципалитета Генуи, Генуэзского университета, Центра развития итальянско–русских отношений, фонда Аугусто дель Ноче, Объединенной Федерации итальянских писателей.

Программа культурных мероприятий очень обширна. Очень много докладов посвящено постсоветской мысли, которая развивается из необходимости самопознания и сопоставления с другими точками зрения, на основе переосмысливания и переоценки собственной истории и собственного прошлого. Источники этих размышлений нужно искать в перестройке Горбачева (1985 год). В этот период многие забытые, осужденные, “вычеркнутые” канонами ортодоксального марксизма философские труды печатаются в книгах и журналах. Наконец–то россияне могут прочитать труды философов, вынужденных эмигрировать (Карсавина, Бердяева, Лосского, Вышеславцева, Ивана Ильина, Сергея Булгакова), работы философов, которые, оставшись в России, были физически уничтожены в тридцатые годы (Несмелов в 1932 году, Флоренский и Шпет в 1933 году), узнать мысли философов, которые были осуждены на молчание и отвергнуты обшеством (Бахтина, Мамардашвили, Лосева).

Однако, нужно отдавать себе отчет, что говорить о постсоветской философии – это не значит только говорить о специфичности русской мысли и о проблемах, связанных с ее развитием, о ее месте в общем контексте европейской мысли, о новом или обновляющемся национальном самосознании. Говорить о постсоветской философии означает также и, в особенности, поставить советскую философию в рамки истории современной философии (например, привлечь труды Щедровицкого и Ильенкова), преодолеть оценочный подход, который характеризовал философию периода перестройки и первых постсоветских лет, чтобы сконцентрироваться на тематике и проблемах, достойных внимания в рамках русской философии. Каждый из докладов, прочитанных в ходе конференции, имел своей целью осветить специфический “конус тени” русской мысли. В целом, разнообразные аспекты постсоветской философии говорят о желании преодолеть конфликт между идеологией и инакомыслием, наукой и верой, аскетической практикой и философским размышлением.