Очень часто Европейский Союз подвергается критике, но когда анализируешь его недавную политику расширения, можно понять, почему его критикуют. Кажется, что некоторые европейские политики, заседающие в Брюсселе, временами забывают о том, что они представляют интересы собственных граждан, проводя в жизнь некоторые абсолютно нечеткие и подозрительные решения. В последние десять лет европейская политика, которая регулирует процедуру расширения, изменялась, игнорировалась и модифицировалась по собственному желанию. Нужно отметить, что расширение Европы – фактор положительный, но только если при этом соблюдаются определенные и железные правила. Италия, которая входит в число стран–основательниц Евросоюза, должна вести себя твердо и решительно. Она должна следовать этим правилам, никогда от них не отступая, ни для кого не делая исключений–поблажек, потому что подобное легкомыслие может замутить имидж Евросоюза и парализовать его внутреннюю и в внешнюю деятельность.
На сегодняшний день около десятка стран хотят стать членами Европейского Союза. Некоторые из них уже получили статус кандидата (Турция, Хорватия и прочие), другие – еще нет, но для всех них должны действовать общие ясные и четкие правила. Это поможет реальной стандартизации процедуры и улучшит совместимость между страной–кандидатом и европейским сообществом. Правда заключается в том, что не раз эти реквизиты нарушались Брюсселем, ставя под вопрос доверие к правилам присоединения. Такие действия наносят ущерб не только авторитету сообщества, которое должно уважать законы, но также и стране, которая вступает в ряды Евросоюза, когда условия для этого еще не созрели, и оказывается в уязвимом структурном положении. Приведем пару примеров: расширение 2007 года за счет Болгарии и Румынии или некоторые случаи расширения 2004 года. Трудно понять некоторые решения, принятые Брюсселем, на которые страны–кандидаты не могут никак повлиять. Эти страны, еще не завершившие процесс демократизации и адаптации к структурам сообщества, не способны придерживаться критериев и требований Евросоюза, их позиция более слабая, чем у других членов. Как следствие, некоторые страны ЕС выработали и применяют переходные критерии по отношению к новичкам, которые не позволяют последним пользоваться различными преимуществами, как, например, возможностью для их граждан свободно обосноваться в любой стране–члене ЕС и не только.
Эта неразбериха в политике расширения, проводимая Брюсселем, оказывается несправедливой именно по отношению к странам, которые хотели бы войти в союз. Эти предыдущие ошбочные решения вводят их в заблуждение. Абсолютно необходимо, чтобы все реквизиты, нужные для присоединения, были соблюдены до того, как кандидат сможет стать членом ЕС. Всякая попытка дать поблажку той или иной стране вредит всему процессу. Различные страны Восточной Европы уже достигли среднего уровня в демократическом преобразовании, но это не означает, что они готовы к интеграции. Многие из них нуждаются в дальнейшем прогрессе, так как даже самое незначительное нарушение равновесия внутри демократических институтов подвергает риску весь процесс.
Обнаруживается множество аномалий, если серьезно сравнить предыдущий прием в члены ЕС по стандартам для стран, желающих вступить в него. Например, мы тормозим вступление в союз Хорватии (по причине нерешенного вопроса о военных преступниках, которых нужно поймать и подвергнуть суду), хотя эта страна намного демократичнее Румынии и Болгарии. В подвешенном состоянии находится Турция, которая уже много лет является кандидатом на членство в союзе, потому что она отстает в проведении реформы правосудия и в борьбе с коррупцией. Мы можем проанализировать ситуацию в других странах, которые еще не получили официальный статус кандидата: мы полностью игнорируем желание Украины войти в Евросоюз, которая, нравится вам это или нет, уже в 2007 году имела демократические структуры, сравнимые с таковыми в Румынии или в Болгарии. То же самое касается и Грузии, которая стоит на первом месте среди стран Восточной Европы по количеству проведенных реформ. Можно поставить названные страны на одну доску по различным демократическим критериям с некоторыми новыми членами ЕС. Конечно, Тбилиси, как и Анкара еще должны провести серьезную работу по созданию и модернизации их юридической системы, некоторых законов гражданского и уголовного кодекса. Следовательно, время для их присоединения еще не пришло...
Как видим, Брюссель нанес процессу присоединения серьезный ущерб, который еще долго будет сказываться. ЕС должен отдавать себе отчет, что следует придерживаться жестких и четких правил в политике расширения. Она должна сконцентрироваться на стандартизации процедуры приема и быть “справедливой” по отношению ко всем. Другой подход спровоцирует дальнейший упадок Европы и серьезно подорвет ее существование и доверие к ней.