Белоруссия редко привлекает иностранные капиталы, поэтому 76 миллионов евро, которые литовская компания решила инвестировать в деревообрабатывающий центр в этой стране – весьма серьезная сделка.
Vakaru Medienos Group из Литвы получила поддержку со стороны IKEA своего проекта, в рамках которого предполагается превращение Могилева, третьего по величине города Белоруссии, в крупный мебельный кластер, снабжающий переполненные магазины по продаже сборно-разборной мебели шведской компании в России.
Но почему бы IKEA не найти источник доступного мебельного производства в России, на одном из самых быстро растущих рынков для готовых товаров компании? У России значительно больше лесов и лесорубов, чем у Белоруссии, и она ищет иностранных инвесторов, чтобы модернизировать свое деревообратывающее производство.
Объяснение может крыться в трудностях, которые IKEA испытала в России, куда она инвестировала с 2000 года более четырех миллиардов долларов в сеть из более чем десятка фирменных магазинов.
IKEA – именно тот вид иностранного инвестора, который нужен России, эта компания великолепно заполняет дыру в поставках стильной и доступной мебели и поддерживает местные производственные предприятия, что увеличивает занятость в бедных регионах.
Но как и многие другие инвесторы в России, IKEA была очень обескуражена и разочарована широким распространением коррупции и взяточничества в России, что замедлило ее экспансию в стране и бросило вызов ее решимости придерживаться наилучшего варианта бизнес-практики.
В некоторых случаях оказывается, что российские чиновники, вместо того, чтобы ободрять и поощрять инвестиции IKEA, проникали в самые глубины своего воображения, чтобы изобрести препятствия на пути компании и сделать все, чтобы лишить ее желания инвестировать средства в страну. Возьмем, например, строгих и скрупулезных инспекторов в Самаре, нефтяном городе на Волге, которые заблокировали открытие нового молла IKEA в городе в 2008 году, выпустив предупреждение, что здание может не выдержать ураганного ветра. Ураганов на Волге не бывает, но, возможно, власти решили, что лучше просто не открывать магазин, и выглядеть при этом радетелями за безопасность.
Российские инвесторы часто преодолевают бюрократические препятствия, подобные вышеозначенным, передавая деньги «под столом», т.е. давая взятку, но такой способ – достаточно рискованный для иностранных инвесторов, которым нужно поддерживать свою репутацию.
Ингвар Кампрад (Ingvar Kamprad), основатель IKEA, по сообщениям, прослезился от отчаяния, когда компания была вынуждена уволить двух из своих топ-менеджеров в России, которых застали за передачей взяток для обеспечения электроснабжения санкт-петербургскго магазина. «Я сидел в моем старом кресле и плакал. Я ревел словно ребенок, потому что мне было ужасно грустно», - сказал он, по сообщению шведской газеты Expressen.
IKEA заявила на этой неделе, что она уже получает товаров из России для своих магазинов более чем на 300 миллионов евро, и хотела бы увеличить сотрудничество с российским поставщиками.
Но на данный момент, судя по всему, оказывается, что выгода от новых заказов IKEA достанется Белоруссии. «В Белоруссии хорошие поставки древесины, а импорт из Белоруссии в Россию освобожден от импортных пошлин, в противном случае это привело бы к росту цен на мебель IKEA, а так не приведет», - заявила IKEA в своем разосланном по электронной почте заявлении на этой неделе. «Завод в Белоруссии увеличит наши производственные мощности и обеспечит доступную домашнюю мебель для российского рынка».
Как минимум 900 новых рабочих мест будет создано в Могилеве, когда новый мебельный кластер начнет свою деятельность, по данным Европейского банка Реконструкции и развития (ЕБРР), который предоставил предприятию кредит на 26 миллионов евро. Проект также должен поднять промышленные стандарты, обеспечить соблюдение жестких кодексов поведения и высоких экологических и социальных стандартов, требуемых ЕБРР.
Поддержание высоких стандартов может стать сложной задачей в Белоруссии, которая находится на 127 месте в последнем рейтинге восприятия коррупции Transparency International из 178 стран, расставленных в порядке от наименее коррумпированных к наиболее охваченных этим недугом. Но в России ситуация еще хуже, в том же рейтинге она заняла 154 место между Папуа-Новой Гвинеей и Таджикистаном.