Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Нетаньяху произнес в кнессете хорошую речь. Он сказал правду. Он предельно точно описал палестино-израильский конфликт. Он определил шесть принципов, в соответствии с которыми Израиль готов подписать мирный договор: Израиль – государство еврейской нации; разоруженная Палестина, которая не контролирует Иорданскую долину; проблема беженцев решается вне пределов Израиля; сохранение крупных поселенческих анклавов за «зеленой чертой»; официальное завершение конфликта и конец претензиям со стороны палестинцев.
Шесть принципов Нетаньяху полностью соответствуют концепции мирного урегулирования Ицхака Рабина, плану Шарона и программе партии Кадима. Эти принципы могут служить основой переговорного процесса с палестинцами. Важность этих принципов для существования государства можно разъяснить международному сообществу. Подавляющее большинство трезвомыслящих израильтян разделяет эти принципы.
В Иерусалиме Израилю придется пойти на болезненные уступки. Но так или иначе – урегулирование конфликта и создание двух государств для двух народов не могут быть реализованы без соблюдения этих шести принципов.
Если мы когда-нибудь достигнем мира, он будет базироваться на этих принципах. Если нам будет навязана война, именно эти принципы мы должны будем защитить.
Однако речь Нетаньяху в американском конгрессе должна быть намного лучше, чем его выступление в Кнессете. Эта речь должна быть блестящей. Для этого ему стоит добавить седьмой принцип мирного урегулирования, который Нетаньяху не упомянул в Кнессете – принцип 1967 года.
Глава израильского правительства не должен давать согласия на отступление к границам 1967 года. Такое отступление невозможно. Но одновременно он обязан передать палестинцам территорию, равную той, что находилась за пределами «зеленой черты» до 1967 года. Это жизненно важный принцип. Без него все остальные принципы Нетаньяху являются бессмысленными. Палестинцы отнесутся к ним с презрением. Мир пренебрежительно их отвергнет. Они будут восприняты как еще одно бессодержательное заявление второстепенного политика, который не способен на серьезные действия.
Мы переживаем судьбоносные дни. Ближний Восток сотрясают революции. Палестинцы чувствуют, что близки к победе, как никогда прежде. Это делает их требования все более радикальными. Нет особых шансов на мир в ближайшее время. Однако если ООН примет решение о признании палестинского государства в границах 1967 года, не останется никаких шансов на мир и в отдаленном будущем.
Как только международное сообщество решит реализовать право палестинцев на самоопределение, не заставив их отказаться от идеи о возвращении беженцев, они никогда не откажутся от этого требования. Три миллиона палестинских беженцев сделают принципиально невозможным мирное урегулирование.
После того, как мир отдаст палестинцам Маале-Адумим и Гило, они никогда не удовлетворятся одними лишь Гило и Маале-Адумим. 600 тысяч еврейских поселенцев, жизнь которых будет поставлена под угрозу, сделают все, чтобы надеждам на мирное урегулирование не было суждено сбыться. В сентябре 2011 года надежды на мир будут похоронены окончательно.