Саркози и Берлускони удалось успокоить население своих стран и наметить ряд мер, направленных на то, чтобы изменить европейское соглашение о свободном передвижении граждан.
Что происходит, когда на почти импровизированном совещании встречаются самые эпатажные главы государств Евросоюза? Их решения отражают состояние демократии в странах, которыми они руководят. 26 апреля Сильвио Берлускони и Николя Саркози направили председателю Европейского совета Херману Ван Ромпею и председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозо письмо с предложением пересмотреть Шенгенские соглашения, подписанные в 1985 году, где закреплено право всех граждан Европы на свободное передвижение внутри Союза.
Саркози и Берлускони неоднократно своими действиями показывали, что вопросы внешней политики и прав человека уходят на второй план, когда речь идет об их личных предвыборных планах. Содержание письма отражает эмоциональное состояние французского президента, популярность которого падает под натиском крайне правых сил, чьи позиции в стране окрепли как никогда. Как показывают результаты недавних социологических опросов, Николя Саркози может занять третье место после неолиберала Доминика Стросс-Кана (Социалистическая партия) и Марин Ле Пен (Национальный фронт) на всеобщих выборах 2012 года. Что же касается Сильвио Берлускони и его союзников из лагеря крайне правых, то они всегда изъявляли желание изменить европейское законодательство в части, касающейся иммиграции.
Оба обозначили в качестве приоритетной задачи своих предвыборных программ «защиту национальной самобытности», предоставив таким образом правому крылу своих партий возможность объявления крестового похода против засилья мусульман и цыган. Европейская комиссия по противодействию расизму и нетерпимости с 2005 года предупреждает о вызывающих беспокойство дискриминационных законах, действующих в обеих странах. 6 июля 2010 года 170 цыган были выдворены из города Сен Дени (департамент Сен-Сен Дени), где они проживали. Начиная с 28 числа того же месяца, полиция приступила к сносу более 300 цыганских поселений и депортации проживавших в них людей.
Франко-итальянский фронт
27 августа ООН выразила свое беспокойство в связи с «дискриминационными мерами, предпринимаемыми Францией». В сентябре Европарламент проголосовал за принятие резолюции, в которой Франции предлагалось «немедленно приостановить высылку цыган». Вивьен Рединг (Viviane Reding), заместитель председателя Еврокомиссии и еврокомиссара по вопросам правосудия, заявила 14 сентября, что подобного положения в Европе не наблюдалось с конца Второй мировой войны.
Тремя днями спустя, Сильвио Берлускони подверг критике заявления Рединг и публично высказался в поддержку депортации, санкционированной Саркози. Он также обратился к лидерам европейских правых с просьбой присоединиться к франко-итальянскому фронту. «Мы желаем –добавил итальянский премьер-, чтобы это франко-итальянское единство взглядов заставило Европу почувствовать всю остроту проблемы и мы все приступили к разработке общего законодательства».
Франко-итальянское решение о судьбе 25 000 африканских иммигрантов является частью плана по пропаганде «расизма без комплексов», последствия которого для Европы могут быть катастрофическими. Проявленные недавно бестактность и лицемерие (уже не столь удивительное) могут нанести ущерб престиж европейского проекта в области свободы и демократии, особенно в свете демократических революций, всколыхнувших арабский мир. Большая часть 25 000 иммигрантов, получивших итальянскую визу, были ливийскими беженцами, а военная интервенция против этой страны была, среди прочих, инициирована совместно Саркози и Берлускони. Другая часть из этих 25 000 иммигрантов являются тунисцами, которые покинули свою страну и хотят воссоединиться с родственниками, проживающими во Франции.
Предложение двух европейских лидеров не оставляет сомнений в том, что свобода передвижения на континенте предназначена главным образом для европейцев с белым цветом кожи. Большинство тезисов, используемых в качестве доводов в пользу данного совместного заявления, напоминают отвратительный популизм 30-х годов прошлого века. Но этот документ находит отклик в наиболее реакционных слоях населения обеих стран.
Другой отрицательной чертой является та легкость, с которой руководители Евросоюза обещают перемены, демократию и помощь угнетенным народам, совершенно не намереваясь когда-либо выполнять эти обещания. Ле Бэк (Les Back), профессор социологии Лондонского университета, с грустной улыбкой напоминает нам, что «если ты подвергаешь бомбардировкам людей, то они устремятся в другое место в поисках убежища. Это очень просто». 9 мая отмечался День Европы.
Мир наблюдает за европейской интеграцией как за единственным в своем роде явлением современной истории. Саркози и Берлускони выглядят сегодня как голоса, пришедшие из прошлого, когда национализм, дискриминация, расизм и политика нагнетания страха привели к страшнейшим разрушениям. Саркози и Берлускони наводят нас на мысль о том, что Европе необходимо спастись от самой себя.
Резиновый Шенгенский договор и новые изменения в нем
Библейского исхода населения, который предрекало Европейское агентство по пограничному контролю (Frontex), не произошло, но руководители стран Евросоюза отреагировали на критическую ситуацию, возникшую вокруг 25 000 африканских беженцев так, что предсказания этого агентства стали явью. Одним из результатов франко-итальянской встречи в верхах стало согласие глав государств и правительств Европы на проведение в июне совещания, на котором должны быть выработаны договоренности об установлении пунктов пограничного контроля в случае возникновения больших миграционных потоков.
Но с тех пор как Шенгенские соглашения о свободе передвижения граждан стали частью европейских нормативных актов 1999 года, исключение стало правилом: меры пограничного контроля были усилены в 2001 году в преддверии массовых протестов в Гетеборге и Генуе, а также после терактов 11 сентября. А свобода передвижения для граждан тех стран, которые вступили в Евросоюз в 2004 годы, была заморожена на три года.