Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Накануне IPO Яндекс старается не подчеркивать российские корни

© flickr.com/obk_mobileяндекс
яндекс
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Яндекс готовится к первому публичному размещению акций на нью-йоркской бирже Nasdaq. Российская интернет-компания постарается привлечь до 1,1 миллиарда долларов, продав до 18% акций. Капитализация достигнет 6,1-6,7 миллиарда долларов. Необычная атмосфера в Яндексе напоминает, скорее, об американской Кремниевой долине, чем об угрюмом московском корпоративном ландшафте.

Первое, что бросается в глаза тому, кто заходит в офис российской поисковой системы «Яндекс», это многочисленные растения, второе – гамак, третье – ударная установка.

Необычная атмосфера в интернет-компании напоминает, скорее, о Кремниевой долине, духовной родине технологических фирм, чем об угрюмом московском корпоративном ландшафте. «Зайдя в дверь, чувствуешь себя так, будто больше не находишься в России», - согласился со мной один из западных банкиров.

Яндекс и его консультанты стараются подчеркнуть этот нехарактерный для России стиль в преддверии первичного публичного размещения акций интернет-компании на нью-йоркском рынке Nasdaq, которое должно состояться в начале следующей недели. Таким образом они пытаются выделить «Яндекс» из моря принадлежащих олигархам ресурсных компаний, которые выходили на биржи до него.

Компания, которая должна установить цену размещения вечером понедельника, постарается привлечь до 1,1 миллиарда долларов, продав до 18 % своих акций. Ценовой диапазон составляет 20-22 доллара за акцию, что означает общую капитализацию компании на уровне 6,1-6,7 миллиарда долларов.

Размещение акций Яндекса продолжит захлестнувшую Нью-Йорк в этом месяце волну IPO технологических компаний, в числе которых была, в частности, китайская социальная сеть Renren. Эти IPO должны завершиться до давно предвкушаемого рыночного дебюта Facebook.

Основатели Яндекса Аркадий Волож и Илья Сегалович в этом году впервые вошли в список 200 самых богатых россиян по версии журнала Forbes. Они вместе основали Яндекс в 1997 году и сохранят за собой большую часть совместно принадлежащих им 25 % акций компании, также как и специализирующийся на России фонд прямых инвестиций Baring Vostok Capital Partners, который обладает таким же пакетом акций.

Компания контролирует 65 % российского интернет-рынка.

По данным московской инвестиционной компании «Уралсиб», судя по ценовому диапазону, коэффициент цена/прибыль в данном случае составит от 14,8 до 16,3, то есть будет до 20 % меньше, чем в среднем у иностранных компаний.

Если Mail.ru, вышедшая в прошлом году на лондонскую биржу, владеет долей в крупнейшей российской социальной сети и считается крупнейшим в стране сервисом электронной почты, то Яндекс остается крупнейшей в России интернет-компанией по выручке.

У Яндекса нет известных олигархов-акционеров.

Между тем 25 % Mail.ru принадлежат стальному магнату Алишеру Усманову, а интернет-холдингом Sup Media владеет российский олигарх Александр Мамут. В прошлом году выручка Яндекса достигла 440 миллионов долларов, что на 43 % больше результатов предыдущего года.

По данным фонда «Общественное мнение» - российской социологической службы со штаб-квартирой в Москве, - в ближайшие четыре года охваченность российской аудитории интернетом должна возрасти с 40 % до 70 %.

Российский рынок интернет-рекламы, как полагают аналитики, должен увеличиться втрое, что делает его самым быстрорастущим рынком интернет-рекламы в мире. Интерес к IPO Яндекса высок, и осведомленные источники сообщают, что книга заявок была заполнена в первый же день.

Однако, несмотря на перспективы роста, в преддверии размещения репутация компании была несколько испорчена. Дело в том, что ее платежная система «Яндекс.Деньги» предоставила российской службе безопасности личные данные некоторых пользователей, использовавших сайт для перевода пожертвований антикоррупционной организации.

Близкие к Яндексу источники утверждают, что у компании не было другого выбора, так как она обязана следовать установленным правительством правилам, однако случившееся дает новый повод опасаться, что Кремль может решить ужесточить свое отношение к интернету.

Впрочем, для американских технологических инвесторов, стремящихся на развивающиеся рынки, вопросы корпоративного управления могут иметь не такой уж большой вес, отмечает Самит Джаин (Sumeet Jain), венчурный инвестор, возглавляющий компанию CMEA Capital, офис которой находится в Сан-Франциско.

«Проблемы с тем, как страна [в которой работает интернет-компания] управляется, и с практиками самой компании, конечно, важны, но в меньшей степени, чем темпы роста и прибыльность», - полагает он.