Из всех стран Восточного партнерства Европейского Союза Украина – самая важная. Если Евросоюз не достигнет успеха с Украиной, это станет признаком провала всей политики в целом.
Притом, что у ЕС до сих пор нет четкой стратегии для его отношений с Украиной, и в прошлом на нем лежит вина за желание устанавливать свои отношения с Киевом через призму России, Брюссель сейчас должен непоколебимо придерживаться своего курса на поддержку страны в критически важное время.
По мере того как Украина входит в финальную стадию своих переговоров по поводу ассоциированного членства, включая Глубокое и всеобъемлющее соглашение о свободной торговле (Deep and Comprehensive Free Trade Agreement – DCFTA), Евросоюз не должен ни медлить, ни изменять целевые показатели. Скорее, в ситуации, когда Украина подвергается растущему давлению со стороны недовольной Москвы, которая призывает не ставить финальную точку, Брюссель должен побудить Киев осуществить финальные необходимые шаги.
Окончательное заключение и реализация соглашения DCFTA и соглашения об ассоциированном членстве даст Украине реальную связь с Евросоюзом и будет представлять собой значительный шаг вперед в ее модернизации и демократизации, что будет выгодно для обоих партнеров.
Спустя пятнадцать месяцев с момента прихода к власти на Украине Виктор Янукович обнаруживает себя в чем-то вроде затруднительного положения по отношению к России. По мере того как Киев демонстрирует прогресс на своем пути к более глубокой интеграции с Евросоюзом, русские становятся все более беспокойными, опасаясь того, что Украина начинает уходить слишком далеко от так называемой сферы влияния Москвы.
Когда Янукович, на которого часто вешают ярлык человека Кремля, был только выбран, одним из его первых приоритетов было улучшение отношений с Россией. При его предшественнике, Викторе Ющенко, в этих отношениях наблюдалось серьезное ухудшение, по мере того как он стремился к членству в НАТО и в Евросоюзе, и в то же время любил унизить и осадить Россию при любой возможности.
Россия отвечала частыми провокационными заявлениям в отношении украинского суверенитета и территориальной целостности, а также используя свой «инструмент номер один во внешней политике» - газ. Цены поднимались, и в частности взрывоопасная ситуация образовалась в январе 2009 года, когда поставки газа вообще были прерваны.
Учитывая тот факт, что Украина является основным транзитным маршрутом для российского газа, идущего в Европу, это привело к тому, что ссора оказалась уже на заднем дворе Европейского Союза. Многие жилые и производственные объекты в Центральной и Восточной Европе несколько дней оставались без газа, что ясно продемонстрировало, что то, что случается на Украине, оказывает влияние на Евросоюз.
Хотя Янукович и оставил попытки добиться членства в НАТО, а также заключил ряд соглашений, позитивных для России, включая соглашение, подписанное в 2010 году, о том, что российский Черноморский флот может остаться в Севастополе на Крымском полуострове до 2042 года, не все идет как по маслу.
В противовес тому, что пишут многие комментаторы, Украина далека от отличных отношений с Москвой, а Янукович далек от того чтобы быть человеком Кремля.
К сожалению, иметь теплые отношения с Россией часто означает то, что приходится считаться с Москвой по тем вопросам, который Москва определяет как ключевые для ее интересов. Самый последний удар был нанесен после событий 9 мая – в День Победы – когда Россия решила оказать давление на Украины, чтобы та обеспечила «адекватную» реакцию на действия украинцев в Львове, городе на западе страны.
Россия заявляет, что украинские националисты помешали празднованию Дня Победы, когда истоптали красные (советские) флаги. Однако, как и по многим другим историческим вопросам, население Украины разделилось по этому вопросу, и в особенности на западе страны, где развертывание красного флага было сочтено провокационным и оскорбительным действием.
И в то время как Янукович гораздо меньше высказывается на тему членства в ЕС, чем Ющенко, он тем не менее продолжает преследовать цель европейской интеграции. К сожалению, чем больше Украина продвигается по пути к Евросоюзу, тем более беспокойной и напряженной становится Москва, и Россия недовольна и раздражена нынешними переговорами о заключении договора о свободной торговле DCFTA. Россия усиливает давление на Януковича, с тем, чтобы он не подписывал этот договор. Наоборот, Россия хочет, чтобы Киев присоединился к возглавляемому Россией Таможенному союзу с Казахстаном и Белоруссией: а это определенно не в долгосрочных интересах экономического и социального развития Украины.
До последнего времени Янукович не поддавался на давление со стороны российского премьер-министра Владимира Путина с требованием присоединиться, и пытался умиротворить его, заявив, что Украина открыта для сотрудничества в так называемом формате «3+1», формате, который оставляет Украине возможность решить вопрос с соглашением о свободной торговле с Таможенным союзом на условиях Всемирной торговой организации, и одновременно достичь соглашения о свободной торговле с Евросоюзом.
Одно лишь присоединение к Таможенному союзу исключит для Украины возможность заключения соглашения о свободной торговле с ЕС, а кроме того, привяжет будущие тарифы со всем тем, что может быть согласовано между тремя странами-участницами Таможенного союза, две из которых – Россия и Казахстан – являются структурно различными завязанными на нефть экономиками.
Москва повысила ставки, предложив 8 миллиардов долларов ежегодных субсидий на природный газ, если Украина прекратит переговоры с Европой. Украинская политическая и экономическая элита широко поддерживает подход Януковича, и на прошлой неделе результатом дискуссии среди законодателей в украинском парламенте стала поддержка подавляющим большинством заключения Украиной договора о свободной торговле с ЕС.
Однако, при том, что переговоры по-прежнему продолжаются, Россия не может просто «сдаться», и можно ожидать новых визитов Путина. Поэтому Янукович, судя по всему, будет вынужден продемонстрировать мастерство дипломатии. Он должен делать то, что является лучшим для Украины, и еще желательно при этом не вызвать сильное землетрясение с Москвой.
Аманда Пол (Amanda Paul) – аналитик в Центре европейской политики (European Policy Centre), аналитическом центре в Брюсселе.