Авиационная фирма «Сухой» является образцовым предприятием российской оборонной промышленности. Эта государственная компания, производящая в первую очередь боевые реактивные истребители, в августе 2010 года попала в заголовки газет. Оказалось, что 70 сотрудников этого предприятия имеют поддельные дипломы инженеров. Руководство фирмы не посчитало это основанием для их увольнения. По мнению ее представителей, эти сотрудники уже давно работают на предприятии, а диплом – это только формальность. Фальшивые инженеры, пыталось успокоить руководство «Сухого», не работают на особо важных участках. Позднее выяснилось, что компания сама организовала выдачу дипломов для того, чтобы соответствовать требованиям московской штаб-квартиры, руководство которой настаивало на повышении уровня квалификации кадров.
Недобросовестное приобретение ученых степеней приобрело в России пугающий размах. По оценках экспертов, количество купленных дипломов кандидата наук составляет от 30% до 50%. Особенной популярностью пользуются ученые степени в медицине и юриспруденции.
Даже лучшая учительница России 2007 года была разоблачена как обманщица. Свой красный диплом она получила мошенническим путем. В долгосрочной перспективе это может привести к большим потерям в экономике. Экономическое управление Министерства внутренних дел считает, что объем взяток в системе образования в 2009 году составил 5,5 миллиарда долларов. 1,5 миллиарда платят только абитуриенты за то, чтобы стать студентами высших учебных заведений.
Также растет количество липовых экспертов, с помощью которых вряд ли удастся добиться поставленной цели и к 2030 году превратить Россию из поставщика сырья в экспортера высоких технологий. Пока еще образовательный сектор держится на достижениях советской системы, которая в области естественных наук имела высокий авторитет. У нас лучшая образовательная система в мире, хвастались специалисты в Советском Союзе.
Большинство педагогов по-прежнему убеждены в превосходстве старой школы, и они противятся проведению реформы. Эксперты, намекая на триумфы в области космонавтики в 1950-е годы, говорят о спутниковом менталитете, препятствующем нововведениям.
Статистика, на первый взгляд, подтверждает мнение консервативно настроенных педагогов. В сравнении с высоко развитыми индустриальными государствами уровень образования в России превышает средние показатели. 88% граждан этой страны в возрасте от 25 до 64 лет имеют то, что мы можем сравнить с аттестатом об окончании средней школы. Только 4% населения не закончили школу. Более половины взрослого населения имеет высшее образование. В некоторых областях количество людей с высшим образованием в сравнении с работоспособным населением выше, чем в любой другой стране, входящей в ОЭСР.
Поражает и том, что поставленная революционным вождем Лениным задача «Учиться, учиться и еще раз учиться» пережила коммунизм – ежегодное количество выпускников высших учебных заведений в период с 1989 по 2009 год увеличилось более чем в три раза. В 2009 году студентами университетов и институтов стали 7,5 миллиона человек.
Поэтому Россия должна быть прекрасно подготовлена для конкуренции с обществами, где ведущую роль играет наука. В абсолютных цифрах эта страна имеет большое количество дипломированных специалистов, уступая по этому показателю только Соединенным Штатам и Китаю. Из 350 миллионов людей, имеющих диплом об окончании высшего учебного заведения, 20 миллионов живут в России. На долю России приходится 2% мирового населения, тогда как количество ее специалистов с дипломами составляет 6%.
Однако эффективность среди дипломированных специалистов значительно отстает от ожиданий. В период между 1995 и 2008 годом Американское патентное ведомство (USPTO) зарегистрировало по всему миру 2,3 миллиона патентов. При этом только 0,1% патентов приходятся на долю России. Если даже не приминать во внимание превышающий средний уровень образования, то при 2% мирового населения количество патентов должно быть в 20 раз больше. В этот же период Япония получила в 200 раз больше патентов, Германия – в 60 раз.
Индекс цитируемости является также разочаровывающим для России. В 2008 году российские ученые опубликовали в международных специализированных журналах столько же статей, сколько в 1990 году, хотя доля дипломированных специалистов увеличилась в три раза, а системные политические барьеры были разрушены.
Москва нерационально использует свои потенциальные возможности? Взгляд на торговую статистику показывает, что и производительность труда, исчисляемая на основании дохода от экспорта готовых товаров, находится на уровне Марокко или островов Фиджи. Хотя ВВП и уровень образования в последние годы постоянно увеличивались. Однако вместе с этим не росли ни производительность труда, ни качество человеческого капитала.
Россия в международном плане представляет собой парадокс - каким образом и куда утекают плоды масштабного образования? Однозначного объяснения здесь нет, и причины следует искать в целом комплексе структурных недостатков. Сегодня окончание института больше не связано с ясной перспективой получения работы. Своим дипломом выпускник института может только доказать, что он не дурак. Он обеспечивает себе таким образом престиж, а также принадлежность к определенной социальной группе.
Иногда молодые ребята ищут в университете только защиту от армии, поскольку студенты освобождены от военной службы. А для того, чтобы избавиться от службы после окончания университета, многие поступают в аспирантуру. Но только четверть из предоставляемых стипендий используются разумным образом.
Не следует недооценивать и интеллектуальную зашоренность в академических кругах. Идеологическая установка Кремля, направленная на изоляционизм и русский этноцентризм, затронула также и университеты. Западные аспиранты очень редко занимаются научной работой в российских институтах. Поэтому молодым ученым сложно получить доступ к работе в ведущих западных исследовательских центрах, которые функционируют в глобальном масштабе.
Некоторые университеты принимают участие в европейской болонской программе, однако преподаватели противодействуют этому. Они опасаются, что открытость повысит конкурентное давление и потребует от них большей мобильности. Дело в том, что большинство преподавателей работают там, где они и учились. Лишь немногие отваживаются поменять институт внутри страны или за ее пределами.
Преподавательский состав принадлежит к наиболее консервативным общественным группам, которые пытаются держаться за фиктивное представление об особом цивилизационном пути России. Этот миф об исключительности особенно сильно определяет правила в области социальных и гуманитарных наук в провинции.
Тот, кто считает, что обучение за границей может повысить карьерные шансы, чувствует себя обманутым. Этим Россия также отличается от Китая, который уделяют особое внимание выпускникам с иностранными дипломами.
В 2005 году Москва сделала образование национальным проектом. Высшие учебные заведения должны теперь оцениваться по международным критериям, а флагманы системы образования - национальные исследовательские учреждения - должны получать особую поддержку. Разработчики этой концепции исходили из того, что поставленное в зависимость от результата финансирование подстегнет и другие институты.
Пока результаты оказались не очень обнадеживающими. Из 3000 учебных заведений в лучшем случае 100 или 150 являются конкурентоспособными, жаловался министр образования Андрей Фурсенко. В рейтинге газеты Times (Times Higher Education Index), в который входят 200 ведущих университетов в мире, в 2010 году не было ни одного российского учебного заведения.
В улучшении нуждается и школьное образование, о чем свидетельствуют последние изучения в рамках программы PISA . Российские школьники по всем тестовым дисциплинам получают оценки намного ниже средних. По бывшему когда-то образцовому предмету – математике - Россия среди 32 участников заняла только 22 место. Хотя российские школьники должны усваивать больше учебного материала, чем их сверстники на Западе.
Помимо возраста персонала и его низкой квалификации, это объясняется также устаревшими учебными планами и методами. Все еще целью обучения является повторение заученного наизусть материала.
Навыки самостоятельного мышления и работы не развиваются в школе. Педагогика склоняется к тому, чтобы скорее наказывать за самостоятельность и независимость. Когда ученик заканчивает школу, он не имеет навыков обучения. Образование и обучение отражают то, что политика и общество предлагают в качестве нормы. Самих учителей эти неудачи не пугают: мы народ-победитель – так в 2010 году в Москве они приветствовали детей во время записи в первый класс.