Среди толпы отдыхающих, приехавших на Кипр в конце этой недели, был один из наиболее влиятельных бизнесменов России.
Михаил Фридман, однако, прибыл туда не загорать, а для участия в заседании правления ТНК-BP, совместном предприятии ВР и группы российских миллиардеров во главе с г-н Фридманом.
В числе присутствовавших были Тони Хейворд (Tony Hayward), бывший генеральный директор нефтяного гиганта, лорд Робертсон (Lord Robertson), бывший глава НАТО, и Герхард Шредер (Gerhard Schroeder), бывший канцлер Германии.
Заседание правления, хотя и было запланировано несколько месяцев назад, было рутинным. Оно состоялось после важнейшей недели. ВР встретилась со своими российскими партнерами впервые после понедельника, когда распалась сделка стоимостью 16 миллиардов долларов с «Роснефтью», главной государственной нефтяной компанией России.
Сделка и альянс для совместных исследований в Арктике были решительно опротестованы кампанией «Альфа-Аксесс-Ренова» (ААР), через которую г-н Фридман и его партнеры – Леонид Блаватник и Виктор Вексельберг – имеют свою долю в ТНК-ВР.
Через несколько дней после объявления о создании альянса в январе ААР заявила о том, что ВР нарушила акционерное соглашение ТНК-ВР. Вслед за протестом международный арбитражный суд заблокировал сделку.
Наконец, после нескольких месяцев застоя, когда срок первоначального соглашения о долях в сделке должен был истечь в полночь в понедельник, BP и «Роснефть» выступили с совместным предложением выкупить долю ААР в ТНК-ВР.
В воскресенье три стороны подошли очень близко к заключению сделки, по которой г-н Фридман и его партнеры получают около 32 миллиардов долларов за их 50-процентный пакет акций в ТНК-ВР. Предложение включало денежные средства и акции ВР.
Переговоры продолжались в течение понедельника, но к соглашению так и не пришли. Поскольку «Роснефть» настаивала на обмене активами до завершения выкупа ААР, переговоры в результате прервались.
Во вторник, несмотря на месяцы ожесточенных споров, ВР и ААР выступили единым фронтом с совместным заявлением о том, что они «активизируют свои усилия по обеспечению дальнейшего успеха ТНК-ВР после истечения срока по сделке с акциями ВР–Роснефти».
Несмотря на теплые слова, распад альянса с «Роснефтью» является ударом для Боба Дадли (Bob Dudley), нового исполнительного директора BP, который представил его как способ восстановления компании после прошлогоднего разлива в Мексиканском заливе и поиска новых территорий для роста в Арктике.
Акционерам это не понравилось, и они выразили разочарование тем, как велись переговоры. Г-н Дадли, говорят некоторые основные инвесторы, теперь должен представить четкую стратегию роста.
Будет ли на этом поставлена точка, предстоит еще выяснить, поскольку занятие бизнесом в России – занятие непредсказуемое. Ранее на этой неделе ВР заявила, что продолжит переговоры с «Роснефтью» и ААР. «Роснефть» вроде бы может изменить свои планы, давая понять, что готова к переговорам по объединению в Арктике с соперниками BP, такими как ExxonMobil и Royal Dutch Shell, но также объявила в среду, что на переговорах с ВР и ААР появились свежие предложения от BP о сотрудничестве.
ВР отказалась от комментариев о том, как прошли переговоры на Кипре. Постоянные наблюдатели верят, что сделка все еще может состояться, отмечая, что BP стремится объединиться с «Роснефтью», в то время как лидер нефтяной отрасли России нуждается в технической экспертизе ВР по исследованию Арктики и его привлекает сделка по обмену акциями, на что никакая другая крупная нефтяная компания, скорее всего, не согласится. Все это означает, что основные карты сейчас в руках г-н Фридмана.