В недавней редакционной статье The Washington Post говорится, что в последнее время Александр Лукашенко допустил ряд «редкостно ошибочных шагов». С точки зрения авторов, это ставит его, возможно, в самое трудное положение за все 17 лет пребывания у власти и тем самым дает Соединенным Штатам и их европейским союзникам (возможно, во взаимодействии с Москвой) возможность, которую не следует упускать. Насколько же реально если не победить диктатуру, то понудить режим к реформам, как предлагает издание?
Насчет «самого трудного положения», пожалуй, можно согласиться. Действительно, нечто подобное наблюдалось лишь в первые год-два пребывания Лукашенко во власти.
Однако, во-первых, тогда и предшествующая ситуация для подавляющего большинства населения была чрезвычайно тяжелой, то есть практически никакого ее ухудшения не произошло. Сейчас же белорусы в значительной степени «избалованы» (по прежним, разумеется, меркам), так что нынешняя тенденция им никак не может нравиться.
Кроме того, у избранного впервые президента тогда был огромный кредит доверия. Было бы, конечно, преувеличением утверждать, что ныне он полностью исчерпан, однако падение популярности бессменного главы государства достаточно очевидно и подтверждается социологическими замерами.
Однако в отношении того, что у западных государств, согласно The Washington Post, появились некие новые возможности, уверенности нет. В качестве главного аргумента приводится тот факт, что ранее всегда спешившая на выручку официальному Минску Россия на сей раз занимает жесткую позицию, придерживает свои кредиты и даже осудила политические процессы.
В свете этого в редакционной статье авторитетного американского издания Западу предложено пойти на еще более жесткие меры. В частности, Совету Евросоюза рекомендуется ввести санкции против крупных государственных фирм, включая нефтяные, калийные и оружейные компании, «на которых держится диктатура».
Кроме того, Москва и Запад должны договориться об общей позиции. Для этого необходимо дать понять Путину, что их стратегическое партнерство будет зависеть от его поведения в «белорусском вопросе».
Не исключено, что в ближайшее время действительно будет предпринята попытка в какой-то степени реализовать предлагаемый план. В пользу этого предположения свидетельствуют сделанные в последнее время заявления высокопоставленных представителей Запада.
Так, госсекретарь Хиллари Клинтон и высокий представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон в совместном заявлении выразили обеспокоенность репрессиями в Белоруссии. А заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Филипп Гордон на слушаниях в Сенате сообщил о «тесной координации с ЕС, в том числе по вопросу о возможных дополнительных санкциях».
Более того, демократизация Белоруссии и государств Северной Африки (неплохая компания) станет одной из главных тем на саммите стран Восточной и Южной Европы, который пройдет 27 мая в Варшаве с участием президента США Барака Обамы.
Однако добиться единства взглядов в ЕС будет весьма непросто, так как не все его члены готовы сделать предлагаемые шаги. Например, министр транспорта Литвы Элигиюс Масюлис заявил, что «экономические санкции, которые готовит для Белоруссии Евросоюз, не соответствуют стремлениям Литвы поддерживать как можно более тесные экономические связи с соседними государствами».
Наверняка и некоторые другие страны Евросоюза придерживаются аналогичных воззрений. В итоге дело может свестись к чисто демонстрационным мерам.
Что же касается совместных действий Запада и России, то надо быть чрезвычайно наивным, чтобы допустить, будто Кремль будет добиваться тех же целей. Хотя, разумеется, он с удовольствием воспользуется создавшимся положением в своих интересах.
Собственно, это признается и в упомянутой статье: «Скорее, премьер-министр Владимир Путин, давно не любящий г-на Лукашенко, старается заставить его продать крупные государственные компании российским инвесторам и усилить политическую зависимость Беларуси от Кремля».
Ну и, наконец, едва ли можно вообразить, что ради Белоруссии США и объединенная Европа пойдут на обострение отношений с Россией.
Итак, возможно, Запад все же пришел к окончательному выводу, что сделанный белорусскими властями выбор стратегического направления развития страны оказался не в пользу цивилизованного мира. А посему не остается ничего иного, как отказаться от использования «пряников» и перейти к политике «кнута».
Но даже сильное экономическое давление не обязательно приведет к желанной цели. Да, в таком случае вполне вероятно, что в относительно недалеком будущем здесь произойдут принципиальные политические изменения. Но вот рассчитывать при этом на проведение демократических преобразований, увы, не приходится.