Глава концерна Siemens все-таки не хочет заключать с русскими атомный пакт. Тем самым он может огорчить премьер-министра страны, принадлежащей к числу его лучших клиентов.
После атомной катастрофы на АЭС в Фукусиме концерн Siemens в течение нескольких недель хранил молчание относительно своей будущей ядерной стратегии. Ранее эта мюнхенская компания планировала вернуться в атомный бизнес – вместе с российским концерном Росатом. Однако после Фукусимы это уже не соответствует духу времени. Внутри самого концерна, как утверждают в близких к этой отрасли кругах, решение уже давно принято – Siemens не будет заниматься производством оборудования для атомных электростанций.
Но пока еще концерн Siemens не хочет публично объявлять о своем намерении выйти из этого бизнеса – в том числе для того, чтобы не испортить отношения с российским партнером. Дело в том, что Россия – важный перспективный рынок. Если сделка с Росатомом не состоится, это может вызвать гнев могущественного премьер-министра Владимира Путина, и сейчас трудно предсказать, какие это может иметь последствия. В худшем случае такие конкуренты как Alstrom и General Electric будут способны перехватить тот или иной контракт, который в более благоприятный период достался бы концерну Siemens.
Лешер регулярно встречается с Путиным
В настоящее время оборот концерна Siemens в России составляет 1,2 миллиарда евро. Новые заказы более чем в два раза превышают эти показатели и находятся уже на уровне 2,6 миллиарда евро. Siemens стал главным партнером в реализации крупных индустриальных проектов, и это является результатом многолетних усилий главы концерна Лешера. Он, как правило, не реже одного раза в месяц посещает Москву, поддерживает хорошие отношения с обладающим большим влиянием Путиным и демонстрирует лояльность по отношению к нему, инвестируя средства в регионы с плохо развитой инфраструктурой, которые другие иностранные концерны обходят стороной.
Лешер не сможет в течение долгого времени уклоняться от этого конфликта. После решения арбитражного суда об условиях выхода концерна Siemens из совместного предприятия с французской компанией Areva, русские хотят добиться ясности. В конечном итоге Siemens два года назад расторг противоречивый контракт о создании совместного предприятия с компанией Areva, так как вместе с Росатомом немецкий концерн намеревался более активно работать на рынке атомной электроэнергетики.
После решение арбитражного суда теоретически путь к этому свободен. Несколько недель назад суд постановил: концерн Siemens при расторжении договора нарушил некоторые его положения. Однако за это компания из Мюнхена должна заплатить всего 648 миллионов евро плюс процент за уже полученные от фирмы Areva средства от продажи активов в размере 1,6 миллиарда евро. Siemens может спокойно заплатить эту сумму. Более сложным представляется конфликт с Путиным.
АЭС больше не пользуются спросом
Даже если не учитывать строительство и эксплуатацию АЭС, Россия является для концерна Siemens рынков, объем которого составляет миллиарды. Siemens поставляет на восток скоростные поезда, производит на совместном с российским железнодорожным производителем электрические локомотивы и пригородные электрички. Помимо этого, немецкий концерн принимает участие в модернизации российских электрических сетей, поставляет трансформаторы и компрессоры, а также медицинскую технику, турбины и генераторы для работающих на природном газе теплоэлектростанций.
Поэтому к своему выходу из атомного пакта концерн Siemens постепенно готовит своего отвергнутого партнера. По словам официального представителя Siemens, немецкий концерн будет проверять это решение в тесном контакте с российскими партнерами. Решение о будущей атомной стратегии «будет принято с учетом событий в Японии, с также ситуации на глобальном рынке». При этом будут также учитываться «общественные и политические аспекты». При помощи такого рода высказываний концерн Siemens готовит почву для окончательного выхода из атомного бизнеса.
Для главы Siemens Лешера при выходе из атомной энергетики речь идет не только о «зеленом» имидже концерна, считают менеджеры этой отрасли. Этот вопрос, по сути дела, возникает только в Германии. Специалисты полагают, что просто ухудшились рыночные перспективы. Многие страны пересматривают уже принятые планы строительства АЭС. До Фукусимы члены энергетического правления концерна Siemens с восторгом говорили о том, что до 2030 года запланировано строительство 400 АЭС. Сегодня в это не верят даже сами сторонники использования атомной энергии. Аналитик банка Merck-Fink Тео Китц (Theo Kitz) считает, что выход концерна Siemens из атомной индустрии представляет собой правильный сигнал для инвесторов. По его мнению, атомный бизнес не укладывается в стратегию «зеленого» инфраструктурного концерна.
Для самого концерна выход из атомного бизнеса пройдет легко – сейчас Siemens все равно поставляет на атомный рынок только такие обычные виды оборудования как турбины и системы управления. Единственная проблема, связанная с выходом из атомной энергетики, это Путин.
Концерн с амбициями
В России Росатом является монополистом во всех атомных проектах. Этот государственный холдинг вместе со своими дочерними предприятиями является оператором 31 атомного реактора внутри страны, и еще семь реакторов в настоящее время строятся. Закрытый атомный гигант со структурой командования, напоминающей секретную службу, владеет урановыми рудниками, установками по переработке и промежуточного хранения ядерного топлива. Концерн также отвечает за работу атомных ледоколов в Арктике.
Росатом намерен значительно расширить свое присутствие за границей. Подписаны контракты на строительство 33 реакторов. Прежде всего в Индии и Китае российский концерн хочет увеличить масштабы своей работы за счет своей дочки «Атомстройэкспорта» - компании, с которой Siemens первоначально планировал создать совместное предприятие.
Росатом намерен стать мировым лидером в области атомных технологий. В строительстве атомных электростанций под ключ российский концерн уже сейчас считается лидером. Конкуренты вроде компании Areva, скорее, ограничиваются поставкой компонентов. Росатом имеет полную поддержку со стороны политики – атомная техника является для Кремля одним из пяти приоритетов политики модернизации страны.