Во вторник представители глобального органа по контролю за здравоохранением отложили установление крайнего срока для уничтожения последних известных образцов вируса оспы еще, по крайней мере, на три года, компромисс, который позволит ученым в США и в России продолжить исследования в области лекарств для борьбы с потенциальной угрозой биологического терроризма с применением вируса оспы. Консенсуса на Всемирной ассамблее здравоохранения, принимающем решения органе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), удалось добиться после продолжительных двухдневных дебатов.
Соединенные Штаты, Россия и еще более двух десятков стран развитого и развивающегося мира поддерживали резолюцию, призывающую сохранить запасы образцов смертельного вируса еще как минимум на дополнительные пять лет. Она также требовала от стран помимо США и России официально объявить ВТО, что у них нет запасов живого вируса оспы. Иран, Китай, Таиланд и другие страны возразили против такой резолюции и захотели установить более ранний крайний срок.
Оспа была искоренена более тридцати лет назад, но образцы вируса хранятся в Американском центре по контролю и предотвращению заболеваний (U.S. Centers for Disease Control and Prevention) в Атланте и в российской государственной лаборатории под Новосибирском в Сибири. ВОЗ рекомендовала уничтожить оставшиеся образцы вируса в начале 1990-х годов, но с тех пор это все откладывалось и откладывалось из-за опасений того, что потенциальная возможность вспышки заболевания (из-за возможного наличия несанкционированных запасов, или если кто-то синтезирует вирус) существует, что убедило страны согласиться сохранить вирус для разработки вакцин и противовирусных препаратов.
«Это хороший результат», - заявил Нильс Даулэр (Nils Daulaire), директор Бюро по глобальным вопросам здравоохранения в Министерстве здравоохранения и глава американской делегации на Всемирной ассамблее здравоохранения. «Решение не зашло настолько далеко, насколько нам бы хотелось, но результат в том, что исследовательская программа, являвшаяся центральным пунктом в идее сохранения вируса, будет продолжена, и мы окажемся на три года ближе к моменту выработки контрмер, к которым мы стремимся».
Те, кто настаивал на уничтожении вируса, говорят, что они тоже удовлетворены. «Результат показывает, что уничтожение неизбежно», - заявил Эдвард Хаммонд (Edward Hammond), консультант в Third World Network, неправительственной организации, базирующейся в Малайзии, которая выступает за уничтожение вируса оспы. Продвигаемая в первую очередь американцами резолюция с требованием дополнительных пяти лет не увенчалась успехом несмотря на интенсивное лоббирование, говорит он, и российские и американские исследовательские усилия сталкиваются с продолжающейся тщательной проверкой со стороны ВОЗ и недавно созданного независимого экспертного совета. «Я никогда не видел, чтобы США уделяли столько времени и усилий, чтобы добиться проведения резолюции», - говорит он.
Теперь вопрос заключается в том, в какой момент чиновники глобального регулятора согласятся с тем, что им больше не нужен вирус для разработки лекарств для защиты граждан от потенциальной биологической атаки с использованием оспы или от случайного распространения вируса.
Научный обзор, завершенный в конце прошлого года консультативным комитетом ВОЗ, пришел к выводу, что запасы все еще нужны. Но другое, отдельное исследование независимых экспертов считает, что единственной «веской и убедительной» причиной сохранить живую культуру вируса является соответствие регуляторным требованиям по тестированию вакцин и лекарств, и должны быть разработаны новые методы, которые не потребуют для тестирования наличия живого вируса.