Доклад, свидетельствующий о том, что Россия потратила 470 миллионов долларов на оказание иностранной помощи в прошлом году, подчеркивает желание России сохранить региональное влияние и возродить свой общественный имидж.
По данным доклада российского Министерства финансов, опубликованного на этой неделе в преддверии саммита «Большой восьмерки» во французском Довилле, Россия потратила в 2010 году 472,32 миллиона долларов на помощь иностранным государствам.
Расходы страны на помощь, по данным отчета Минфина, упали с 785 миллионов долларов в 2009 году до 472,32 миллиона долларов в 2010 - спад на 40%. Однако, Россия лишь временно увеличивала свой бюджет на внешнюю помощь в 2009 для того, чтобы смягчить удар глобального финансово-экономического кризиса, в частности, в соседних бывших советских республиках, говорится в отчете Минфина.
Хотя у России самый маленький бюджет на эти цели из всех стран «восьмерки», ее часто называют «возрождающимся» донором. Советский Союз предоставлял огромные объемы помощи десятилетиями во время холодной войны - только в одном лишь 1986 году ее объемы составили около 26 миллиардов долларов - но в 1990-е годы, после падения режима коммунизма, Россия стала чистым получателем помощи. До прошлого года Россия являлась получателем помощи от Великобритании.
В документах по российской государственной стратегии с 2007 года в положении о политике помощи иностранным государствам указаны цели по ежегодным расходам порядка 400-500 миллионов долларов, а также говорится о том, что стоило бы основать специальное правительственное агентство для этих целей. «Реалии дня настоящего в области глобальной политики и экономки и российский статус сверхдержавы заставляют предполагать, что Россия могла бы вести более активную политику в области международной помощи развитию, включая увеличение правительственных расходов на эти цели», - говорится в стратегическом документе. Конкурент среди развивающихся экономик, Бразилия, уже имеет свое собственное агентство помощи, а ЮАР запускает свое агентство по партнерству в области развития в этом году.
Приоритеты для российской заморской помощи в прошлом году включали продовольственную безопасность и программы в области здравоохранения, 98,2 миллиона долларов было предназначено для программ обучения и технологий в области сельского хозяйства в странах Африки, и более 80 миллионов долларов пошло на программы здравоохранения в развивающихся странах.
В отличие от помощи со стороны многих других крупных экономик, большая часть российской помощи идет по каналам многосторонних организаций, включая Всемирный банк, ООН и глобальные инициативы по стимулированию промышленных инвестиций в исследования в области вакцин и в развитие. Более 60% российской помощи в области глобальных инициатив по продовольственной безопасности в прошлом году шло по каналам многонациональных организаций.
Россия честно и откровенно признает, что рассчитывает, что ее бюджет внешней помощи может сыграть роль в поддержании ее регионального влияния и восстановлении ее общественного имиджа. Однако Андрей Бокарев, глава отдела по международным финансовым отношениям в Министерстве финансов, заявил в январе, что правительство должно делать больше, чтобы рекламировать свою программу помощи и обращать на нее внимание общества, потому что она недостаточно освещается в прессе.
Но пока другие страны G8, включая США и Великобританию, борются за то, чтобы отстоять необходимость оказания помощи в развитии перед внутренним общественным мнением в условиях продолжающихся бюджетных сокращений, Россия испытывает свои собственные особенные проблемы, когда каждый восьмой россиянин живет ниже официальной черты бедности, а миллионы человек не имеют работы.
«Россия становится важным источником помощи в развитии для стран с низкими доходами в регионе», - отмечает Всемирный банк. «Но развитие также остается внутренним императивом». В 2008 году официальные цифры по количеству бедных варьировались от 38% в Калмыкии (на юге страны) до 7,4% в богатом нефтью Ханты-Мансийске.
Несмотря на внутренние проблемы, Россия заявила, что ее роль в оказании зарубежной помощи «будет усиливать уровень доверия к России и способствовать беспристрастному отношению к Российской Федерации в международном сообществе». Более содержательная политика в области международного развития поможет усилить позиции страны на международной арене, отмечалось в стратегических документах 2007 года, а также способна подстегнуть внутреннее развитие, способствую торговым и экономическим связям со странами-получателями российской помощи. И, добавлялось в документе, сильная политика в области развития может способствовать созданию «пояса добрососедства» вдоль российских границ и помочь справиться с разными проблемами начиная от наркотрафика и заканчивая трансграничной преступностью.
В качестве реакции на глобальный финансово-экономический кризис Россия поддержала создание многомиллиардного (в долларах) фонда антикризисного реагирования для помощи пострадавшим соседям. Посредством фонда Россия выдала в прошлом году Таджикистану грант на 63 миллиона долларов. А в период между 2006 и 2009 годами Россия собрала многомиллионный (в долларах) пакет помощи для развития систем здравоохранения в соседних республиках, в качестве реакции на угрозу пандемии гриппа. Более сорока лабораторных объектов в регионе были обновлены, получили новое оборудование, и двести специалистов были специально обучены навыкам эпиднадзора за гриппом и принятию ответных мер.
На прошлой неделе ведущие благотворительные организации в области развития обвинили «Большую восьмерку» в приписках и фальсификациях в ежегодном отчете G8 об ответственности и подотчетности, выпущенном в преддверии саммита в Довилле. Благотворительные организации заявили, что доклад прикрыл нарушенные обещания беднейшим представителям мира, игнорируя воздействие инфляции. Но в отличие от других членов G8 - США, Британии, Франции, Германии, Японии, Италии и Канады - Россия не брала на себя конкретных обязательств по помощи Африке на саммите 2005 года и не предоставляет свои цифры по помощи ОЭСР, которая следит за прогрессом в области выполнения обещаний помощи.
В 2007 году Россия взяла на себя обязательство довести объем своих трат на оказание помощи до одобренной ООН нормы в 0,7% от валового внутреннего продукта (ВВП), хотя не установила никаких конкретных временных рамок для достижения этой цели. Если бы цели в 0,7% удалось достичь в 2009 году, то Россия стала бы шестым по объемам помощи донором в мире, с бюджетом в 9,27 миллиарда долларов.