Штутгарт – Когда ранее в этом месяце стало известно, что на построенной Советским Союзом в румынском захолустье базе ВВС будут размещены 200 американских военных, мэр соседнего города Девеселу Джордже Бечу (George Beciu) обрадовался этой новости.
«Теперь мы можем надеяться, что у нас надолго настанут хорошие времена», - провозгласил он в румынской газете Jurnalul Naţional.
Однако в Москве это известие не вызвало большого энтузиазма. Российский президент Дмитрий Медведев заявил, что американская деятельность в области ПРО угрожает сорвать планы по сотрудничеству в других областях - таких, как сокращение ядерных вооружений.
На этой неделе президент Барак Обама должен встретиться с Медведевым в кулуарах саммита «Большой восьмерки» во Франции. Одной из главных тем для обсуждения явно будет противоракетная оборона. Стороны будут пытаться прийти к согласию.
Ранее в этом месяце российское министерство иностранных дел в ответ на румынский проект США потребовало от Америки юридически обязывающих гарантий того, что системы противоракетной обороны США и НАТО не будут нацелены против российских вооружений. Однако, как утверждает Стивен Пайфер (Steven Pifer), эксперт по контролю над вооружениями из вашингтонского Института Брукингса, этот шаг должен ратифицировать Сенат, и вряд ли его поддержит достаточное число законодателей.
Если вместо юридических гарантий Медведев удовлетворится политическими, по словам Пайфера, в будущем может быть создан центр раннего предупреждения с совместным контингентом, с помощью которого русские и американцы смогут обмениваться информацией о ракетных угрозах.
«Если русские для начала отойдут от этого требования, это может помочь найти выход», - считает он.
В Румынии США собираются потратить около 400 миллионов долларов в рамках плана, предусматривающего размещение в стране наземных радиолокационных систем к 2015 году. В ближайшие три года будут построены спортзал, столовая и казармы.
При этом американские военные утверждают, что задачи и присутствие американцев в Румынии будут ограниченными. Тем не менее, российская реакция на эти планы показывает, что, когда США перейдут к другим, еще более спорным аспектам своей программы, достигать компромиссов может оказаться трудно.
Обама в сентябре 2009 года провозгласил начало своего Европейского фазового адаптивного подхода к противоракетной обороне, в состав которого входили четыре фазы. Первая фаза, начатая в этом году, предусматривала размещение в Средиземноморье морской противоракетной системы Aegis. Вторая фаза подразумевает размещение в Румынии к 2015 году аналогичной наземной системы, способной противостоять угрозе запуска ракет малой и средней дальности такими странами, как Иран.
Однако уже третья и четвертая фазы, которые будут осуществляться между 2018 и 2020 годами, могут столкнуться, по мнению экспертов, с серьезным противодействием. Они предусматривают развертывание систем, способных перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты.
Итоговая стоимость этой программы по-прежнему неизвестна, как неизвестно и то, насколько наши европейские союзники настроены поддерживать доведение до конца проекта «противоракетного щита».
«Третья и четвертая фазы существуют только на бумаге, и я не уверена, что европейцы или русские их поддержат», - полагает старший научный сотрудник лондонского Международного института стратегических исследований Оксана Антоненко.
«В Западной Европе противоракетную оборону считают реликтом холодной войны, - утверждает исследователь. – Она не выглядит соответствующей непосредственным требованиям безопасности, и никто не готов вкладывать в нее средства. Ее на самом деле считают каким-то американским чудачеством».
Впрочем, несмотря то, что техническая осуществимость проекта европейской противоракетной обороны также вызывает вопросы, политические реалии в США таковы, что Обама, вероятно, продолжит осуществлять программу, сколько бы союзники ни сомневались в ее необходимости, считает Антоненко.
«Американский президент не может заявить, что он отказывается от ПРО, - объясняет она. – Проект должен продвигаться вперед. Американцы считают, что им необходима защита - независимо от того, существует реальная угроза, или нет».
Однако европейцы, по словам Антоненко, иначе смотрят на вещи. В итоге это может означать, что США будут тратить огромные суммы на защиту Европы от будущих угроз, за которую сами европейцы будут не готовы платить.
«Вы предлагаете американским налогоплательщикам потратить кучу денег на защиту Европы, но почему бы лучше не защитить нашу страну?» – говорит председатель Альянса в поддержку противоракетной обороны Рики Эллисон (Riki Ellison).
«Россия в любом случае будет против, но нам нужно продолжать следовать своим курсом, - считает он. – Мы должны быть впереди иранской угрозы, а не позади нее. Мы должны быть впереди ради общего блага».