Брюссель - Российские энергетические чиновники лоббируют в Евросоюзе, чтобы для реализуемого Газпромом трубопроводного проекта «Южный поток» было сделано исключение из правил Европейского Союза относительно конкуренции и регулирования газового рынка. Комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер (Gunther Oettinger) заявил, что конкурент, поддерживаемый Евросоюзом проект Nabucco, остается приоритетным для Европы, но также указал, что определенные уступки со стороны ЕС возможны.
На продолжавшемся целый день пиар-мероприятии в отеле в Брюсселе в среду 25 мая глава Газпрома Алексей Миллер, министр энергетики России Сергей Шматко и глава проекта «Южный поток» Марсель Крамер (Marcel Kramer) воспользовались случаем, чтобы поддержать перед ЕС своим весом проект, который должен пройти через Черное море и предложить маршрут доставки газа, который станет альтернативой украинским трубопроводам.
Окончательный маршрут, находящийся в стадии ожидания инвестиционных решений в 2012 году, а также решения вопроса об участии или неучастии Болгарии, еще может измениться. Но в теории, труба пройдет по южной части дна Черного моря, затем по суше либо через Румынию, либо через Болгарию в Сербию, и затем разветвляться на Венгрию, Словению и Хорватию.
Несмотря на заявления, что проект стоимостью 15,5 миллиарда евро является «чисто коммерческим» и не нуждается в государственных субсидиях, граница между политикой правительства и интересами в области продаж газа выглядит размытой, и Москва пытается обеспечить «регуляторные рамки в формате Россия-ЕС, которые бы способствовали данным инвестициям», - как это определил Крамер. Крамер объяснил, что новые правила для энергетических компаний, работающих на европейском рынке, который заставляют разделять производственный бизнес и транспортные активы, должны быть «смягчены», когда речь заходит о предприятиях стратегического уровня.
Министр энергетики Шматко даже упомянул о потенциально возможных нарушениях в поставках газа, если Газпром и связанные с ним компании из ЕС «удержат от того, чтобы начать» проект, или если российский газовый монополист столкнется «с ограничениями прибылей, которые он может ожидать получить от своих инвестиций».
Выступая на том же мероприятии, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер заявил, что Евросоюз остается приверженным идее «южного коридора» - нескольких газопроводных проектов, включая Nabucco, которые могут дать Евросоюзу прямой доступ к каспийским газовым запасам.
Если «Южный поток» будет построен, каспийский газ будет закупаться Газпромом и переправляться через Россию и через черноморскую трубу, перечеркивая все рациональные соображения, связанные с «Южным коридором». Он также окажет воздействие на экономику Украины, как и на ее политику, так как страна столкнется с тем, что через ее территорию будет идти меньше газа из России в Европу.
«Мы поддерживаем некоторые проекты в большей степени, чем другие, это совершенно ясно. В этом отношении я хочу вновь подтвердить, что я говорил уже много раз до того - Евросоюз хочет прямого контакта с каспийскими производителями через новые маршруты снабжения и трубопроводы», - заявил Эттингер.
По «Южному потоку» он заявил, что этот проект «не является нашим основным приоритетом», и пообещал не вводить никаких «неразумных» регуляторных требований. «Мы будем действовать как честные партнеры», - пообещал он.
С другой стороны, немецкий комиссар дал понять, что если доступ к «Южному потоку» получат и «независимые газовые компании, действующие в России», тогда проект будет соответствовать «двум естественным критериям - диверсификации маршрутов доставки и источников/контрагентов».
«Это будет означать более сильный вклад в европейские усилия в области диверсификации», - предположил Эттингер.
Что касается правил ЕС по внутреннему рынку, то он не дал возможности испытывать какие-либо надежды на то, что для проекта могут быть сделаны какие-то исключения. Когда труба будет идти по территории Евросоюза, будь то Болгария или Румыния, «Южный поток» должен будет давать возможность всем поставщикам-транспортировщикам в ЕС законтрактовывать объемы в трубе на недискриминационных условиях», - сказал он.
Также тарифы, взимаемые с транспортировщиков, будут подпадать под законодательные нормы национальных регуляторов в задействованных странах». И в-третьих, в случае каких-либо нарушений газопровод, которым будет владеть Россия, должен будет обеспечивать возможность реверсивного потока.
«Я понимаю, что определенные члены ЕС вошли в двусторонние соглашения с Российской Федерацией, который могут частично противоречить этим принципам», - добавил Эттингер. «Если это окажется правдой, соответствующие страны-члены Евросоюза все равно должны будут соответствовать правилам европейского рынка и им придется изменить соответствующие договоры, чтобы это было отражено», - предупредил он.