Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Собака на сене, или «Газпром» и его хранилища газа в Европе

© РИА Новости / Перейти в фотобанкГазохранилища "Сургутнефтегаза"
Газохранилища Сургутнефтегаза
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Казалось бы, что может быть интригующего в теме «Подземное хранение газа»? Действительно, технические ответы на вопрос «Как хранить?» интересны только специалистам. Но если поставить вопрос иначе - «Где и с какой целью хранить?», то сразу же выходишь на корпоративные стратегии и большую энергетическую политику. А это в наши дни интересует самую широкую общественность.

Российский гигант не будет делиться с третьими лицами свободными мощностями в своих ПХГ в Европе и ждет от Евросоюза исключения из правил. Об этом заявил на Европейской конференции по хранению газа Александр Медведев.
 
Казалось бы, что может быть интригующего в теме «Подземное хранение газа»? Действительно, технические ответы на вопрос «Как хранить?» интересны только специалистам. Но если поставить вопрос иначе - «Где и с какой целью хранить?», то сразу же выходишь на корпоративные стратегии и большую энергетическую политику. А это в наши дни интересует самую широкую общественность.

Стратегические резервы или площадка для трейдинга?

В том, что касается географии, организаторы состоявшейся в Зальцбурге «Европейской конференции по хранению газа» - компания RAG из Австрии, «Газпром» из России и Wingas из Германии - придерживаются единой точки зрения. Подземные хранилища газа (ПХГ) нужны «на целевом газовом рынке вблизи наших экспортных маршрутов», заявил на форуме Александр Медведев, заместитель председателя правления «Газпрома» и генеральный директор компании «Газпром экспорт». Иными словами, ПХГ следует строить в ключевых странах Западной или Восточной Европы вблизи магистральных газопроводов.

А какова основная задача хранилищ? В этом вопросе концептуальные подходы российской компании и ее западноевропейских партнеров, как оказалось, различаются. Для «Газпрома» подземные хранилища газа - «это тот стратегический резерв, который позволяет гарантировать и стабильность, и гибкость поставок российского газа», подчеркнул Медведев. В то же время компании из стран Евросоюза уделяют большое внимание трейдингу - зарабатыванию денег путем регулярной сдачи свободных мощностей в аренду конкурентам.

У российской компании - принципиально иной подход: «Газпром» заинтересован во владении мощностями в европейских подземных хранилищах исключительно с целью выполнения своих долгосрочных обязательств, подчеркнул российский топ-менеджер: «Мы не рассматриваем возможность инвестиций в сферу подземного хранения газа с целью получения дополнительного дохода от трейдинга мощностями хранения».

С конкуренцией и так все хорошо?

Отсюда следует настораживающий европейцев вывод: «Газпром» участвует в реализации новых проектов ПХГ только при условии получения исключения из правил по обязательному доступу третьих лиц до своих мощностей хранения, чтобы иметь возможность использовать их для собственных нужд по обеспечению надежного и безопасного экспорта». Столь жесткую и претендующую на исключительность позицию российского гиганта можно объяснить шоком от недавних транзитных конфликтов, серьезно подорвавших репутацию «Газпрома» как надежного поставщика энергии. Однако ее можно трактовать и как довольно характерное для этой компании стремление к монополизму  А с ним в Европейском Союзе сейчас решительно, хотя и не всегда продуманно, борются.

По сути дела, Александр Медведев заявил, что «Газпром» готов отказаться от дополнительных доходов, лишь бы не сдавать никому другому свои мощности в хранилищах, даже если в них окажется много свободного места. Чтобы сгладить неприятный осадок от такого настроя, Герхард Кениг (Gerhard König), глава компании Wingas, совладельцем которой является «Газпром», выступил с докладом на тему «Конкуренция на рынке хранения газа». Его основной тезис: «Мы убеждены в том, что конкуренция на этом рынке действует».

В подтверждение своих слов немецкий менеджер привел такие данные: в Германии сегодня имеются 45 хранилищ газа, которые принадлежат 24 различным операторам, у каждого ПХГ - в среднем по пять клиентов, а у некоторых хранилищ их число доходит до 16. «Мы считаем, что дополнительные меры по регулированию хранилищ не нужны», - подытожил Кениг, стремясь оградить своего российского акционера от возможных подозрений со стороны руководства ЕС. Что обо всем этом думают в Брюсселе, покажет будущее.