Оттава – Высокопоставленный российский дипломат заявляет, что подчеркнутая публичная критика правительства Харпера по поводу устремлений России в Арктике не имеет под собой реальных оснований.
Российский специальный представитель по проблемам Арктики, посол по особым поручениям Антон Васильев в четверг сделал ответный выстрел на частые жалобы премьер-министра Стивена Харпера и министров его кабинета, критикующих Россию за провокационное, по их мнению, поведение в арктическом регионе.
Среди критиков был и бывший министр иностранных дел Лоренс Кэннон (Lawrence Cannon), который выступил с нападками на запланированные Россией парашютные прыжки, которые должны были состояться в апреле 2010 года. Он назвал их «рекламным трюком» и «пропагандой».
«Это могло возникнуть из-за непонимания реальности», - заявил Васильев Canadian Press во время важной конференции по арктическому сотрудничеству Канады, Норвегии и России, открывшейся в Карлтонском университете в Оттаве.
«Я думаю, время и реальность покажут, что все это неправильно».
В своем более раннем выступлении перед сотней ученых, дипломатов и чиновников Васильев дал высокую оценку достойным подражания взаимоотношениям между Россией и Норвегией, которые недавно урегулировали длившийся 40 лет спор по вопросу границы в Арктике.
Он назвал этот факт «вдохновляющим прецедентом» для России и Канады. Между двумя странами существуют разногласия по вопросу подводных границ в Северном Ледовитом океане, где могут находиться огромные месторождения нефти и газа.
«Россия и Канада это естественные партнеры в Арктике. У нас хорошие и динамичные взаимоотношения. Но потенциал их развития колоссален», - заявил Васильев на конференции.
В данном позднее интервью Васильев обратил внимание на публичную критику правительства Харпера в адрес России. Здесь и нападки Кэннона в апреле 2010 года, и другие заявления, а также жалобы министра обороны Питера Маккея (Peter MacKay) на то, что российские бомбардировщики пролетают рядом с канадским воздушным пространством в Арктике, и упреки самого Харпера по поводу этих полетов.
«Почему мы слышим это до сих пор? Из-за инерции, - сказал Васильев. – Все мы люди, и нам очень трудно изменить свой менталитет, приспособиться к меняющемуся миру. Но нам надо это делать, потому что мир изменился».
Он назвал свою работу в качестве российского представителя в Арктическом совете, в который в числе восьми стран-членов входит и Канада, «контраргументом этим скептикам».
Россия также разозлила Канаду, когда ее ученые опустились в 2007 году в морском батискафе на дно океана под Северным полюсом и установили там свой флаг.
Заместитель министра иностранных дел Норвегии Эспен Барт Эйде (Espen Barth Eide) заявил, что инцидент этот непомерно раздули, и предложил Канаде не обижаться.
«Это на самом деле была не Россия, это был русский ученый», - заявил Барт Эйде в интервью.
«Никаких претензий и заявок за этим не последовало, да и Луна не стала американской из-за того, что там был установлен американский флаг».
Барт Эйде сказал, что Канаде следует взять в качестве примера историческое соглашение Норвегии по Баренцеву морю и ослабить накал своей риторики в адрес России.
По его словам, сотрудничество России в Арктике способно привести к ослаблению напряженности, которая существует в последние годы в ее отношениях с Западом по стратегическим вопросам.
«Это тот район, где мы видим благотворную сторону России, где мы видим Россию сотрудничающую. Это может стать смягчающим буфером», - заявил Барт Эйде.
Васильев сделал предположение, что канадские политики пытаются набрать очки у себя дома, выступая с нападками на российские устремления в Арктике.
«На мой взгляд, это вызвано в основном внутренними причинами. Я не могу судить ваших политиков по тому, что они говорят по данному вопросу. Наши политики говорят, что Арктика все больше и больше становится территорией диалога, территорией сотрудничества. Это разительная перемена по сравнению с годами холодной войны».
Страны имеют право размещать в Арктике свои военные ресурсы, но это не означает, что там происходит бесчестное наращивание военной мощи, отметил он.
«Если раньше там было ноль пушек, а теперь появилась одна, то неужели это наращивание военной мощи? Я так не думаю. Каждое арктическое государство имеет право защищать свой суверенитет».
«Мы не считаем, что у нас в Арктике есть какие-то военные или иные проблемы, требующие военного решения. Мы не видим необходимости в присутствии там каких бы то ни было военно-политических блоков».
По словам Васильева, Россия согласна с арктической стратегией Канады, которая является основой ее внешней политики. Наряду с экономическим и региональным развитием эта стратегия подразумевает усиление военного присутствия, а также строительство и постепенное размещение в Арктике ледокольного флота.
«Нам действительно нужно больше техники в Арктике, например, для обеспечения некоторых новых видов деятельности, которая начнется тогда, когда арктические ресурсы будут более доступны».
Пресс-секретарь министра иностранных дел Канады Джона Бэрда (John Baird) Крис Дэй (Chris Day) заявил, что Канада не намерена извиняться за вложение инвестиций в Арктику и за защиту своего суверенитета.
«Наше правительство вложило беспрецедентные инвестиции для достижения этих целей, и мы будем делать это и впредь во время реализации следующего этапа Плана экономических действий Канады», - сказал он.
Васильев приветствовал заключенное в этом месяце членами Арктического совета историческое соглашение о координации поисково-спасательной деятельности. По его словам, это пример того, как Россия намерена работать в рамках правового поля над урегулированием споров.
«Проблемы, конечно же, остаются. Но все проблемы будут решаться одинаково: без крови, без конфликтов, только спокойная профессиональная работа на основе норм международного права. И точка. И мы сделаем это».
В своем выступлении Васильев лишь раз мимоходом упомянул о напряженности между Россией и Канадой.
Он сказал, что возобновление сотрудничества между Норвегией и Россией способствует укреплению безопасности в Арктике.
«Пальцем я ни на кого не указываю», - заявил Васильев делегатам.
«Я надеюсь, что все эти и прочие достижения убедят даже малочисленных закоренелых скептиков, которые не могут отказаться от клише холодной войны, которым до сих пор не нужно ничего, кроме наращивания военной мощи и неотвратимых войн».