Москва – До выборов осталось менее года, и премьер-министр Владимир Путин нашел простой способ подарить российским автовладельцам подарок, который может стоить более 1 миллиарда долларов. Он до конца 2011 года отменил технический осмотр. И самое приятное заключается в том, что деньги на это будут выделять не из государственной казны.
Кто заплатит? ГИБДД и сотрудники государственной компании, занимающейся техосмотром. Оба ведомства имеют полномочия выдавать талоны, и оба изобрели настолько обременительные и настолько непредсказуемые правила, что автовладельцам редко удается пройти техосмотр. Вместо этого водителям приходится давать на лапу – и талоны тут же появляются каким-то чудесным образом.
Сергей Канаев, возглавляющий общественную организацию автовладельцев, заявил в четверг, что талон техосмотра стоит от 100 до 170 долларов. Но это было в прошлом году. Когда правительство начало говорить в январе о борьбе с этой порочной практикой, размер взятки вырос до 300 с лишним долларов, сказал он. Эта практика настолько распространилась, что некоторые компании начали рекламировать талоны техосмотра в интернете.
В зависимости от возраста техосмотр машин проводится либо каждый год, либо раз в два года. По оценкам экспертов, его прошли лишь 30% находящихся сегодня на дорогах автомашин, причем большинство этих автомобилей совершенно новые и недавно купленные – и принадлежат водителям, которые готовы долгие часы ждать в очередях и достаточно упрямы, чтобы не поддаться уловкам инспекторов.
За пределами столицы размеры взяток обычно меньше, но распространены они все равно повсеместно. «Это огромные деньги», - говорит Канаев. Их во много раз больше тех 100 миллионов долларов, что государство собирает на проведении техосмотров.
«Это надо было сделать с самого начала, - заявляет он. – Это стало возможно просто потому, что мы накануне выборов. Но мы очень счастливы, потому что премьер-министр наконец-то нас услышал».
Представитель дорожной полиции заявил в четверг, что не готов комментировать постановление правительства. В компании, которая осуществляет технический осмотр в столице (Московская городская служба технического контроля), ответивший на звонок человек заявил, что людей, могущих дать комментарий, нет, поскольку мэр Москвы Сергей Собянин в этом месяце уволил руководителя компании Игоря Климакова.
Собянин сказал, что Климаков превратил эту систему в «кормушку».
Спустя несколько дней во время своей первой открытой пресс-конференции президент Дмитрий Медведев сказал, что правительство изыскивает способы изменить существующую практику. «Если у нас есть такая процедура, она не должна быть бессмысленной, она не должна быть обременительной, она не должна быть просто дурацкой, которая всех ставит в очень неудобное положение», - заявил президент.
Он предложил отнять функции по проведению техосмотра у ГИБДД и по сути дела передать их страховым компаниям.
Но пока по этому вопросу составляли проект закона, Путин в среду вечером подписал мораторий на проведение техосмотра на остаток года. Он также на постоянной основе освободил владельцев новых автомашин от прохождения техосмотра. Постановление было опубликовано в четверг, и новость о нем молниеносно распространилась по вебсайтам от одного конца России до другого.
Россияне любят свои машины, но страстно ненавидят автоинспекторов, ставших самым заметным и раздражающим олицетворением деспотичной коррупции, разъедающей всю страну. Взятки и вымогательство процветают здесь во всех сферах, и россияне начинают показывать, что все это им надоело. Это плохая весть для Путина, Медведева и правящей партии «Единая Россия». Но был ли это в действительности удар по системе?
В четверг по Москве поползли не поддающиеся проверке слухи, что автоинспекторы получили эту оплеуху из-за своей чрезмерной жадности – но не потому что требовали от водителей большие взятки, а потому что передавали вверх по цепочке своим начальникам слишком мало денег.
Конечно, указ Путина неплохо выглядит в глазах избирателей, да и деньги он позволяет им сэкономить – пока. Но Канаев задается вопросом, не будут ли эти перемены носить временный характер, и не передаст ли правительство функции по вытряхиванию денег из карманов автовладельцев более надежным чиновникам? Российские взяточники с липкими пальцами неуступчивы, и простого постановления может оказаться недостаточно, чтобы вымести их с улиц.