Развивающиеся страны заявляют о своей готовности выступить против политики Международного валютного фонда (МВФ). «Необходимо отказаться от устаревшего неписаного постулата о том, что директор-распорядитель МВФ должен обязательно быть европейцем», заявили во вторник представители Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики. В прошлое воскресенье наступила очередь Мексики, которая выдвинула на пост исполнительного директора кандидатуру Агустина Карстенса (Agustín Carstens), председателя Центробанка этой страны.
Данная инициатива не имеет прецедентов и отражает возросший удельный вес, который за последние годы приобрели развивающиеся экономики. Тем не менее, МВФ не представляет собой некий демократический институт, где голоса всех равноценны. Директора избирает Исполнительный совет, а в этом органе господствующую роль играют Соединенные Штаты, несмотря на реформы, которые стали проводиться начиная с 2006 года.
В Совет входят 24 члена. США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия имеют по оному представителю. На остальные 176 стран-членов МВФ приходятся 16 остальных мест, распределенных по группам, и начимость каждого этих мест соответствует количеству, представленных в нем голосов.
Нынешняя формула выделения квот, которые учитываются для подсчета голосов, представляет собой среднюю величину, складывающуюся из объема ВВВ (50%), открытости экономики (30%), волатильности экономики (15%) и международных резервов (5%).
США обладают наибольшим весом в МВФ, сосредоточив в своих руках 16,8% голосов. Это дает им право налагать вето при назначении нового директора-распорядителя, поскольку для принятия решений, касающихся деятельности МВФ, необходимо более 85% голосов.
Исторически ведущая мировая держава придерживалась неписаной договоренности с Европой, в соответствии с которой президентом Всемирного Банка всегда назначался ее представитель, а возможность назначать главу МВФ закреплялась за Европой. До настоящего времени Барак Обама старался не касаться напрямую этой темы, но в среду сделал недвусмысленный намек своим историческим партнерам: «Наступило время нашего лидерства. Даже если еще большее количество государств возьмут на себя ответственность мирового лидерства, наш союз будет по-прежнему необходим», заявил президент США в Лондоне, выступая перед английскими законодателями.
У представителей европейских стран также значительное количество голосов, чтобы отстоять свою позицию на переговорах. Наилучшее положение у Германии (5,8%), Франции (4,3%), Великобритании (4,3%), Италии (3,1%), Голландии (2,1%), Бельгии (1,9%), Испании (1,6%), Швейцарии (1,4%) и Швеции (1,0%). В руках этих девяти стран сосредоточены около 25,5% голосов, а если к ним добавить еще 18 членов Евросоюза, то их совокупные голоса приблизятся к 30,9%. Вместе с США голоса достигнут 47,7%, а если к ним прибавить остальные промышленно развитые страны, то они составят 57,9%, что больше простого большинства.
На страны с развивающейся экономикой приходятся оставшиеся 42,1% голосов. В этой группе особо выделяется Китай с 3,8% голосов, за которым следуют Россия (2,4%), Индия (2,3%) и Бразилия (1,7%). Аргентина идет на значительном удалении, имея всего лишь 0,9%. Подобная структура власти оставляет этим странам не очень большие возможности в преддверии выборов нового директора-распорядителя МВФ.