Неправительственная организация Global Witness опубликовала документ от 2010 года, где указаны данные о сделанных по всему миру капиталовложениях Ливийского инвестиционного фонда (Libyan Investment Authority), который находится под контролем клана Каддафи.
В 2010 году Ливийскому инвестиционному фонду принадлежало больше 53 миллиардов долларов финансовых активов (заморожены в марте 2011 года) по всему миру. Об этом говорится в документе, который удалось заполучить британской неправительственной организации Global Witness, занимающейся в том числе борьбой с коррупцией. Его можно считать наиболее полной картиной состояния, которым располагал за границей клан ливийского лидера Муаммара Каддафи.
В этом докладе дается подробный отчет по средствам, которые находящийся в руках приближенных Каддафи Ливийский инвестиционный фонд вложил в финансовые инструменты банков всего мира, несколько крупных корпораций и казначейские облигации (в том числе американские - на сумму почти в миллиард долларов).
Главным банком для Ливийского инвестиционного фонда на тот моменты был британский HSBC с 300 миллионами долларов, за ним с большим отставанием (43 миллиона долларов) шел Goldman Sachs. В целом же на банковских счетах ливийской организации по всему миру лежало 20 миллиардов долларов.
В докладе отмечается недостаток прозрачности
Все упомянутые банки отказались давать комментарии по поводу этого дела. «Это абсурдная позиция, так как речь идет о государственных средствах, но банки прикрываются конфиденциальностью отношений с клиентом и не выдают жизненно важных для ливийского народа сведений», - сожалеет в пресс-релизе директор Global Witness Чармиан Гуч (Charmian Gooch). В организации также сообщили France 24 о том, что этот доклад должен подтолкнуть правительства к тому, чтобы изменить международное законодательство и «вынудить такие банки как Goldman Sachs или HSBC раскрыть источники находящихся у них суверенных средств».
Кроме того, Ливийский инвестиционный фонд по всей видимости питал слабость к спекулятивным финансовым инструментам. В них он вложил более 3,5 миллиардf долларов. Главным его партнером в этой сфере оказался французский банк Société générale: дело касается суммы в миллиард долларов. Тем не менее, особых успехов достичь ему здесь все же не удалось. Так, например, один из счетов фонда в Société générale потерял 40% стоимости за время кризиса.
На вопрос France 24 во французском банке отказались комментировать какие-либо отдельные случаи, но подчеркнули, что работают «со многими суверенными фондами» и «четко следуют действующим международным санкциям».
Множество инвестиций во Франции
Ливийский фонд также присутствует в капитале значительного числа предприятий (таких как Nokia, Danone или Nestlé) путем приобретения небольших активов. Он владеет акциями многих французских предприятий, в том числе EDF-GDF (0,83%), медиакомпании Lagardère (1,19%) или лаборатории Sanofi-Aventis (0,61%). «С учетом того, что речь идет об участии на уровне менее 15%, мы видим всего лишь классический инвестиционный портфель, нацеленный на получение дивидендов в конце года, а не политические вложения», - подчеркивает член управляющего совета неправительственной организации Transparency International Джереми Карвер (Jeremy Carver). Тем не менее, в 2010 году Ливийскому инвестиционному фонду принадлежало почти 14% итальянского банка UniCredit.
Деятельность ливийской организации «не особенно отличается от работы какого-либо другого суверенного фонда», уточняет Джереми Карвер. Он полагает, она лишь в очередной раз доказывает, что, по мнению банков и предприятий, деньги не пахнут.
Остается лишь тот факт, что эти 53 миллиарда долларов составляют лишь часть состояния, которое приписывают клану Каддафи. Сюда необходимо добавить еще 20 миллиардов долларов в недвижимости, большая часть которой находится на территории Великобритании, сообщает телеканал ВВС. «Нельзя забывать и о рассеянных по всему миру личных средствах Муаммара Каддафи, следы которых мы пока не можем найти», - добавляет Джереми Карвер.